Все реки текут, всё меняется. Каждое время новое, и соответственно рождает своих героев, подминающих под обломками человеческой памяти старых.
В контексте этого выражения вспомнился многим известный фильм–сага «Все реки текут» — о женщине в борьбе за выживание, и захотелось копнуть «корень» стереотипа о роли и месте женщины в обществе и, следовательно, в единоборствах.
Топовый российский боец MMA Марина Мохнаткина, недавно успешно выполнившая задачу по выходу в полуфинал PFL сезона 2023 года (одержав две победы в регулярном чемпионате), продолжает борьбу за главный приз в миллион долларов. В одном из последних интервью она ёмко заметила, что «мы живем в каменном веке, где место женщины видят на кухне». Но права ли она насчёт каменного века?
В те времена жизнь обстояла несколько иначе. Вообще, на протяжении всей истории, вопросы перед людьми стояли достаточно простые: добыть пищу, приготовить её, обеспечить продолжение своего племени и защитить — как свою пищу и места, где её можно добыть или произвести, так и своё потомство. Как легко заметить, некоторые из задач выглядят чисто женскими.
Напрашивается вопрос: а было ли когда-то матриархальное общество? Такое, в котором правили женщины, а не мужчины? Из истории мы знаем, что было, и даже название многим известно — матриархат. Только мужчины начинают при этом слове закатывать глаза, а на губах начинает играть лёгкая усмешка. Зря! Такая возможность, даже гипотетически, на мой взгляд, остаётся острой темой. Идея общества, где женщины обладают институциональной властью над мужчинами, заставляет нас углубиться в вопросы взаимоотношений полов.
Подозреваю, что мало кто сегодня станет задумываться, существовали ли на самом деле многие герои древнейших из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Однако, с не совсем мифическими женщинами, которых греки и римляне называли амазонками, дело обстоит (или кажется, что обстоит) иначе. Ещё Геродот в V веке до нашей эры упоминал о предках сарматов — амазонках, обитателей степей Скифии. Это было общество, которым руководили женщины, взявшие на себя помимо привычных функций ещё и функции защиты. Свободные, красивые (очень хочется, чтобы они были непременно такими), развитые физически, прекрасные наездницы, владеющие различными видами оружия, окутаны мифами остатков былой цивилизации, которой они и правили. Надо отметить, что это было не сообщество, свободное от мужчин. Отнюдь, иначе бы они «элементарно вымерли». Просто амазонки не признавали безоговорочного первенства мужчин, например, в бою. Согласно тому же Геродоту, для удобства стрельбы из лука (а их меткость была отмечена в легендах древней истории) они отрезали себе одну грудь, чтобы та не мешала прицеливанию. Изображения воительниц с одной грудью и с луком в руках сохранились до наших дней. Судя по тому, что история сохранила сей факт, такая операция сильно помогала в бою.
Однако надо заметить, что от Брунгильды до знатных дам–дуэлянток, описанных в куртуазных французских романах, от мифологических воительниц древних амазонок и до наших дней — образ борющейся женщины был и остаётся популярным. Более того, заметим — некоторые мужчины любят подчиняться.
В своих произведениях ещё Ренуар, Писарро, Карпо, Роден, Хосе де Рибера и Рубенс увековечили подобный образ… как бы сказать… боевитых женщин. Этрусская бронзовая статуэтка 330 года до н.э., изображает мужчин, борющихся с женщинами. В то время как мужчины обнажены, на женщинах — туники, покрывающие бёдра. А итальянский скульптор Фердинанд Такка запечатлел поединок двух женщин, отлив в бронзе в натуральную величину ещё в 17-м веке. Надо отметить, что подобные действа между полураздетыми женщинами являлись любимым развлечением при дворах итальянских князей.
Обучение спартанских девочек борьбе, женская ритуальная борьба у туарегов в Северной Африке (и у некоторых других кочевых племен), участие женщин в гладиаторских боях в Древнем Риме, и, наконец, женская борьба на ярмарочных помостах в средневековой Европе, также относятся к истории женских единоборств.
Ещё римский император Нерон организовал свои пресловутые «Игры юных» в 55 году, которые, согласно историку Тациту, проводились и среди «женщин с непокрытыми ногами».
Дохристианская легенда трубадуров начала XI века об ольстерском герое Сы Чулайне, рассказывает о женщине по имени Скотач, которая была инструктором по боевым искусствам, включая борьбу.
И сколько бы тенденции «причёсывания» женщины как идеальной и ищущей мира второй половины не транслировались обществом, испокон веков представительницы «слабого» пола выходили на ристалища и поле брани. Одни — ради победы в судебной тяжбе, другие — ради парня или любимого мужчины, третьи — ради высоких целей, четвёртые — щекоча нервы, или ради простой забавы. И так далее, и тому подобное…
Необходимо отметить, что «боевой характер» у женщин порой вырабатывался из-за жестоких жизненных реалий. Так, в США и Канаде активность и жёсткость женщин часто связывают с тем, что при освоении новых земель они, оставаясь в лагерях одни, пока мужики уезжали искать врагов, сталкивались с врагами сами, не рассчитывая на поддержку. Отсюда, мол, и получились такие «эмансипе». Мы же со своей стороны можем ответить известным боевым характером казачек, живших, по сути, на границах, и тоже порой вынужденных защищаться самостоятельно.
К примеру, в 1280 году венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай–ярук, которая отказывалась выйти замуж, пока не встретит мужчину, способного одолеть её в борьбе. В итоге, принцесса Ай-ярук выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.
В 1805 году британские первооткрыватели рассказывали о женских кулачных боях на «Дружеских островах» в Полинезии, борцовские поединки женщин были распространёнными в районах «красных фонарей» в Японии вплоть до девяностых годов 19 века. Хотя официальные лица конфуцианской религии считали такие вещи вредными для морали народа, женская борьба оставалась в отдалённых местах (таких, как архипелаг Рюкю) до двадцатых годов века двадцатого.
Окончание следует...
Жанна Айба
Ростов–на–Дону, Россия