Найти тему
6,8K подписчиков

ПОЧЕМУ СЕРИАЛ ПЕС МНЕ НРАВИТСЯ НАМНОГО БОЛЬШЕ ЛЕСНИКА

.

.

.

На выходные по каналу НТВ, опять показали сериал Пёс, шестой сезон, относящийся к 2020 году... Даже, не смотря на то, что поздние сезоны Пса значительно уступают более ранним, или самым первым, (и самым лучшим) сезонам, смотрится сериал сейчас особенно ностальгически и грустно, будто бы олицетворяя ещё возможную даже в те, уже достаточно острые, и политически драматичные времена украинско- русскую дружбу, хотя бы в кинематографе, если конечно под этой дружбой подразумевать русского Никиту Панфилова, играющего в компании чисто украинских актёров от Михаила Женина, до Андрея Саминина, и Ольги Алексий. Напомню, что сериал украинский. Не смотря на критику и на то, что многие зрители наверное уже к пятому сезону успели к сериалу охладеть, лично я гляжу его с удовольствием, после наскучившего сериала про Лесника, в котором главный герой Леонид кажется каким то правильным, и неуязвимым, (это и составляет главный минус, ведь чем живее человек, тем он уязвимей. ) В отставном офицере спецназа Леониде Зубове нет никакой изюминки, никакого чувства юмора, как и никакой непредсказуемости, что не скажешь о Максиме Максимове, которого отлично дополняет Пёс. Когда как к главному герою Лесника даже добавить нечего, или некого, как и некем его дополнить, разве кроме как Глебом, в исполнении Алексея Булдакова, который выглядит намного живее и интереснее Леонида, да и больше похож на солдата в прошлом. Впрочем, Алексей Булдаков ,уже, чисто внешним образом колоритней.

Если же вернуться к сериалу Пёс, даже не смотря на больше цирковой, чем театральный юмор, Игорь Гнездилов, в исполнении Женина, все равно смешен, хотя смешны не столько сцены с Гнездиловым, сколько сам Гнездилов в этих сценах. Какой либо другой актёр, вряд ли был бы в подобных, натуралистичных до бессмысленности сценах смешным. У Женина есть нечто такое же, что было и в Чаплине. Он умеет смешить движеньями и мимикой. Наконец, ( если продолжить сравнивать эти два сериала, в чем может быть, трудно избежать предвзятости ) если Леонид из Лесника олицетворяет некоего архаичного, сильного самца- отца, наводящего порядок, и подавляющего всех тех кто этот порядок ( законы леса и деревни) нарушает, Максим Максимов больше олицетворяет архетип не отца, а сына, ( наподобие непутевого, народного царевича из сказки) благодаря чему он видится куда более гамлетичным, человечным, непосредственным , живым и интересным. Не случайно все начинается с того, что Максимов расследует убийство Жарова, своего символического отца, который оставляет ему послание на видеокассете. Можно сказать, в первом сезоне воспроизводится ситуация классического Гамлета.

Почему, Алексей Леонидов, будучи другом Максиму, отбил у него законную жену Лену?

Странно, но объяснения тут чисто психологические, касающиеся больше отношения Леонидова к Максимову, чем собственно, его отношения к Лене. Менее яркий, менее решительный, и менее крутой Леонидов поглядывает на своего напарника Максимова несколько снизу вверх, и возможно несколько завидует ему, хотя и белой, дружеской, а не чёрной, вражеской, как у Гнездилова завистью. Леонидов не столько даже любит Лену, сколько Максима,свое лучшее супер эго и лучшее нарциссическое отражение, наивно полагая, что если Лена его полюбит так же, как Максимова, Леонид в этом любовном зазеркалье станет таким же ярким, как его напарник. В сериале это обыграно особенно тонко и хорошо. Но самое удивительное, что даже это обстоятельство не мешает Максиму и Алексею оставаться друзьями, при этом, лучшими друзьями. А мужская дружба всегда держится на тайном, хотя и положительном соперничестве,что позволяет двум друзьям расти. Настоящая дружба, как и любовь предполагает духовный рост.

В сериале про Лесника присутствует иллюзия некоего мужского братства.

Главным же "мужиком" является Леонид Зубов. Хотя, в сущности, если разобраться, в сериале , все держится не столько на леснике Леониде, как пытаются это в сериале сказать сценаристы, сколько на следователе Яне Максимовне Дежневой, красивой и сильной женщине, постоянно спасающей Леонида . Нужно заметить, что если образ лесника Леонида надуман и отчасти скопирован с западных боевиков, хотя и с добавлением архаичных, таежных и русских черт, образ Яны Дежневой взят из жизни, а не придуман, как не придуман,, и алкоголик Вася, и афганец Глеб. Они тоже очень жизненны. Но если не все, то очень многое держится в сериале не на силе "единственного настоящего мужика" Леонида, а на нравственном авторитете Яны Дежневой, не боящейся ради любви или просто справедливости пойти и против системы.

И уже эта черта является более, чем выразительной.

По многим сценам , можно заметить, как за внешним патриархатом в сериале про Лесника таится скрытый тонкий матриархат, а за тоской по отцу (которого олицетворяет Леонид) скрывается более глубинная тоска по матери . Наверное, если бы не Яна Дежнева, Леонид давно бы пропал где -нибудь, или от мужского одиночества спился, и не вытащил бы его ни верный товарищ Глеб , ни кто -нибудь еще. Сам сериал с художественной точки зрения совершенно лубочный и малосостоятельный, (даже смешно о нем серьезно говорить) но тем не менее , по своему знаменательный, яркий и народный.

Что еще сказать?

Кстати, многие зрители наверное помнят, что до Лесника был куда более интересный сериал Егерь, с Игорем Лифановым в главной роли, вышедший в 2004 году, когда как Лесник вышел в 2011 году. Больше того , Лесник , ели не во всех, то во многих чертах просто списан с Егеря, не смотря на несколько разные черты темпераментов главных героев.

Однако, у Егеря хотя бы было чувство юмора .

Может быть, единственным достоинством сериала Лесник выглядит быт простого, "глубинного" народа, как, наверное, и сам народ. Хорошо получился Вася Большаев, деревенский дурачок и алкоголик ,естественными получились женские деревенские образы. Но даже эти образы и картины деревенского быта портит какая та, если не фальшь, то лубочность доходящая до фальши. В сериале же про Пса никакого народа нет, да и действие происходит в городе. И нравы всех персонажей - чисто городские.

Однако сериал можно назвать в лучшем смысле народным.

Хорошая сторона сериала Лесник, это то, что в нем выразительно показана жизнь русского Севера, а слабая сторона, схематичность в действиях и диалогах , абсолютная предсказуемость всех сюжетов, которым недостает сложности, и фантазии сценариста. Обращаешь внимание и на то, что Олег Штафенко, играющий главную роль лесника Леонида Зубова с одной стороны являет чисто русский тип, но в нем есть какая та " голливудность", учитывая то, сколько лет Штафенко жил в Америке, в которой он занимался кикбоксингом, работал охранником и таксистом.

Неужели, что бы сыграть чисто русского человека нужно пройти через Америку?

Потому, может быть его и затмевает Алексей Булдаков , не смотря на более скромную роль егеря и верного друга Зубова . Обратил внимание и на то, что стоит исчезнуть местному алкоголику Васе, (его выразительно сыграл Владимир Тимофеев) сериал сразу же теряет в остроте и жизненности. Потому что на таких как Вася в сущности и держится любая народная и сельская жизнь. Может быть , проще всего было бы интерпретировать Лесника по фрейдистски, (тоска по отцу, по некоему сильному самцу, который, приезжая в далекую деревню наводит порядок, спасая людей и от местных бандитов, и коррумпированных чиновников) , однако, в сериале помимо присутствующей тоски по отцу сквозит совсем другая, как мне кажется, более глубинная тоска. Тоска по общинности, по самоорганизации людей, может быть, наподобие Новгородской Руси. И эту народную тоску можно разгадать, а отчасти и разделить.

Впрочем это тема для отдельного, и наверное более сложного разговора.

Что такое в современный боевик? Боевик есть жанр, транслирующий языческую, (а не христианскую ) бесконечность в человеке. Что это такое? В качестве примера, когда с утра я смотрю либо Лесника, либо Морских Дьяволов, по НТВ вижу одну и ту же идею человека, идею героя, который будто бы лишен и своей конечности, и даже самого этого чувства, который всегда вывернется из любой даже самой безысходной ситуации, всегда победит злых, но конечных бандитов. В подобных сюжетах можно конечно же увидеть наивную версию старой как мир, идеи, что добро, воплощенное таким вот героем бессмертно, а зло смертно.

Но дело в том, что это идея как раз ложная, и вряд ли христианская.

Поскольку, христианская бесконечность в отличие от языческой, совсем иная , ибо кровно связанная с конечностью человека, как смертен был и сам Христос, и потому Он оказался бессмертен., и воскрес, умерев на кресте. Не говоря о том, что в христианстве, злу противостоит не сила, а только святость, а миру отпавшему от Логоса, противостоит конечно же не порядок от некоего самого идеального, и честного милиционера, а Царствие Небесное.

Языческий герой бесконечен, но в своей бесконечности конечен, ибо недалек и ограничен.

А христианский герой наоборот,. конечен, но в самой своей конечности бесконечен. Если языческая бесконечность языческого же героя являет в качестве обратной своей стороны некоторую ограниченность, приземленность, и даже недалекость своего героя , (способного только стрелять, преследовать кого то, или драться), то напротив конечность христианского героя являет бесконечность Бога, которому христианский герой служит.

Потому лишь христианский герой в сущности и прекрасен, и труднее воплотим не только в жизни, но и в искусстве, включая и современные жанры кино.

Возвращаясь же к боевику, как современному жанру, что остается заметить?

Именно потому, что такие боевики все еще пользуются народным спросом, все еще окупают телевидение, люди все еще не христиане по сознанию, даже те кто прилежно ходят в церковь. Мы все еще язычники, все еще дети по ступени сознания.

Но не дети, уверовавшие в Христа, как Спасителя, и которых одних Царствие Небесное.

 . .  .  На выходные по каналу НТВ, опять показали сериал Пёс, шестой сезон, относящийся к 2020 году...