Найти тему
Грани преодоления

ПОРТРЕТ (Часть 2)

Задумав чей-либо портрет, не стремитесь сразу писать
его, а изучите портретируемого, сделайте несколько набросков с этого человека, подыщите характерную для него позу, состояние. Наблюдайте, какие движения, повороты наиболее
свойственны портретируемому.
В набросках же изучите его жесты, уясните обстановку, в которой будете его изображать, определите освещение и тогда постарайтесь сделать небольшого размера живописный эскиз портрета, где найдите общую цветовую гамму.

В этих же набросках с натуры и в эскизах постарайтесь выразить
главную идею вашего портрета.

Если, например, взять портрет «Протодиакона» И. Е. Репина, то
можно убедиться, что художника не столь интересовала схожесть с чугуевским протодиаконом Иваном Улановым, с которого он написал
портрет, сколько образ духовенства пореформенной России со всеми
его пороками,. Это „экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства», — как определи сам Репин.

-2


П.Д. Корина в портрете С. Т. Коненкова взволновала идея творческого размышления, активной творческой работы мысли вдохновенного русского скульптора. Эту свою идею П. Д. Корину удалось решить очень сильно и ярко.

-3

В своих эскизах портрета вы должны также выяснить для себя и
представить, каким будет ваш портрет: лирическим, или героическим,
или задумчиво-сосредоточенным и т. д. Одним словом, вы должны «прочесть» модель. Сама модель должна вам подсказать и живописно-пластическое решение и как взять натуру — или погрудно, или во весь
рост, или поколенно с руками, или одну голову с плечами. Затем перед
вами встанет вопрос: в какой обстановке, на каком фоне будет изображен портретируемый.

Дать какие-то определенные рецепты невозможно. Можно лишь посоветовать, чтобы в портреты не вводили большого количества всевозможных деталей обстановки комнаты, или цеха, или лаборатории, все время помня, что аксессуары окружения имеют только второстепенное, подчиненное значение и вводить их в портрет нужно постольку, по-
скольку они могут помочь раскрытию образа и той идеи портрета, которую вы в него вкладываете.

Для иллюстрации этой мысли проанализируйте портрет скульптора И. Д. Шадра работы М. В. Нестерова.

-4

Художник ввел Бельведерский торс. С живописной точки зрения
этот торс помогает тому, что голова скульптора на фоне белого мрамора «читается» очень ясно и красиво. Художник расширил рамки прочтения образа скульптора, решив труднейшую композиционную задачу: он композиционно соединил лицо живого человека со скульптурной мраморной формой в одно пластическое целое. Из воспоминаний биографа Нестерова С. Н. Дурылина мы узнаем, что: «он (Нестеров.— К. М.) не хотел давать на портрете образцов скульптуры самого Шадра потому, что сам зритель должен вообразить то изваяние, над которым трудится скульптор; художнику же достаточно передать самое волнение, творческое устремление ваятеля...».

Когда решение будет ясно и в вашем воображении начнет рисоваться будущий портрет, как бы уже написанный, приступайте к работе.


Рисунок делайте так же, как вы делали в этюдах головы, — углем,
слегка определяя света и тени. В рисунке обращайте внимание на про-
порции, на характеристику фигуры, на движение и поворот головы по
отношению к торсу. Старайтесь острее и точнее выявить позу, движение головы и той части фигуры, которая входит в композицию. Если портрет задуман с руками, то уделите им большое внимание, ибо руки порой расскажут вам о человеке не меньше, чем лицо. Жесты и движения рук должны быть жизненными, характерными именно для этого человека, причем в том состоянии, в каком он изображается.

-5

Надо всегда помнить изумительное определение жеста величайшим
русским артистом Ф. И. Шаляпиным: «Жест есть не движение тела или
части его, а движение души».

-6

Выдающийся советский художник М. В. Нестеров в портрете физиолога И. П. Павлова нашел изумительное решение жеста рук ученого и всю его позу. Павлов показан сидящим в кресле. Руки его со сжатыми ку-
лаками энергично положены на стол. На лице отражены работа
мысли и энергия. Эта изумительная находка художника — жест — как нельзя лучше характеризует неукротимую волю великого ученого-экспериментатора. — Портрет был написан, когда ученому было восемьдесят три года. Но в нем вы не увидите и намека на физическую старость, на старческую немощь и угасание. А ведь вскоре после того, как портрет был — написан, И. П. Павлов умер.
Нестеров не сразу пришел к такому решению портрета. Как известно, вначале он написал Павлова сидящим на террасе и читающим книгу. Портрет был выполнен хорошо и передавал сходство, но художник не удовлетворился этим решением. Через несколько лет он снова поехал в Колтуши и наблюдал за Павловым, делал наброски с него и в конце концов нашел решение образа ученого, который покоряет не только портретным сходством и достоверностью, но и обобщением и глубиной мысли.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.03_-1965г#Попрограммехудучилища#ЖИВОПИСЬГОЛОВЫ