Начало детектива
Скандал между США и СССР развивался в несколько этапов. Начнем с сухих фактов:
- 24 февраля 1968 года подводная лодка Тихоокеанского флота Советского Союза К-129 (бортовой номер 574) вышла из порта Камчатки. На лодке находились две ядерные торпеды и три баллистических ракеты, оснащенных ядерными боеголовками.
- 8-го марта во время прохождения контрольной точки экипаж не вышел на связь
- Одновременно с этим разведка доложила, что в японском порту появилась американская субмарина «Суордфиш», которая была серьезно повреждена и вынуждена была встать на ремонт. При этом все ремонтные работы сразу же засекретили
- Поисковая операция пропавшей К-129 ни к чему не привела, кроме того, что удалось обнаружить огромное пятно дизельного топлива, саму же лодку и место катастрофы найти так и не удалось. Субмарину признали погибшей, а все данные о ней тут же были засекречены. Основной версией гибели признали непреднамеренный таран со стороны «Суордфиш», но до настоящего времени нет никакого ни официального подтверждения.
Косвенно на эту версию подтверждает то, что в Америке четко знали место гибели советской подводной лодки, а когда поисковые операции со стороны СССР были прекращены, туда сразу же отправился один из самых секретных и ультрасовременных на то время корабль Военно-морских сил США «Мизар», которому удалось сфотографировать К-129. Субмарина лежала на дне, между вторым и третьим отсеками была заметна узкая и глубокая пробоина.
Охота за железом
Зачем, собственно, американцам понадобилось снаряжать целую экспедицию по поиску нашей лодки? Все довольно банально – их интересовали торпеды, ракеты и шифровальная машина. Причем последняя по значимости была на самом первом месте. ЦРУ была разработана сверхсекретная операция под кодовым названием «Проект Дженифер».
Для реализации проекта было специально построено судно-платформа «Гломар Эксплорер» и понтон-док НВ-1. Секретность была такова, что даже инженеры, занимавшиеся строительством платформы, так и не смогли понять ее назначения. Судно могло удерживаться в одной точке на плаву при волнении до семи баллов с точностью до десяти сантиметров согласно координат. Для того времени это была удивительная и попросту невероятная точность. Более того, в днище судна был установлен колодец, в которым был помещен понтон-док, которые имел грузоподъемность порядка восьмиста тонн, что также было одновременно и невероятным, и непонятным.
Следи за руками
ЦРУ отдельно разработало операцию прикрытия. Они по разным каналам запускали дезинформацию, что «Гломар» занимается поиском нефти в районе Алеутских островов. На самом деле секретный «Гломар Эксплорер» в это время находился совсем в другом месте. А для того, чтобы сбить разведку с толку, ЦРУ активно задействовало внешне однотипные суда «Гломар» для прикрытия.
Наша разведка тоже не спала: «По накопленным признакам «Гломар Эксплорер» завершает подготовительный цикл работ по подъему ПЛ-574. Как будут поднимать — неясно, но готовятся. Важнейший признак — изменение характера радиообмена судна — переход из радиосети фирмы «Гломар» на скрытые каналы спутниковой связи. Прошу выделить боевой корабль», - это из секретного доклада начальника разведки командующему Тихоокенаским флотом.
Но в выделении боевых кораблей было отказано.
А тем временем «Гломар Эксплорер» начал подъем субмарины. Но операция не удалась - практически в конце подъема лодка разломилась по пробоине, и отсеки с третьего по восьмой опять легли на дно, а с ними были навсегда утрачены и баллистические ракеты. Но ракеты были не приоритетной целью – главный интерес был в получении шифровальной машины, которая находилась во втором командирском отсеке. Поднятую часть лодки срочно доставили в порт Гонолулу.
Это фиаско
Но и шифровальную машину разведка США получила. Причина – ее там не было. Затратив в общей сложности триста пятьдесят миллионов долларов, ЦРУ получило несколько торпед стоимостью пару миллионов. А куда же делась шифровальная машина? Перед выходом в поход командир лодки решил расширить свою каюту. А для этого шифровальный пост вместе с машиной перенесли в четвертый отсек, который при подъеме отвалился. Расследование, проведенное в СССР органами разведки и государственной безопасности, показало, что работу командир оплатил несколькими литрами спирта.