Фильму «Пацаны» в этом году исполняется 40 лет со времени выхода его на широкие экраны. Впервые он был показан на Московском международном кинофестивале в июле 1983 года, а в прокат картина вышла 5 ноября 1983 года. И, наверное, нет такого человека, жившего в то время, который бы не видел этого фильма. Его очень часто показывали по телевидению.
Режиссёр фильма Динара Асанова уже не в первый раз обращалась к подростковой, школьной тематике и в своих фильмах поднимала такие важные вопросы, как межличностные отношения между подростками и их взаимоотношения со взрослыми. И, каков бы не был сюжет, всегда красной нитью в её работах проходила, так называемая проблема "отцов и детей". Сначала, может быть, эта нить проявлялась не так явно, но потом неизменно возникали такие вопросы - а всегда ли взрослые могут быть авторитетами в своих словах и поступках для детей, имеют ли они право навязывать, как теперь принято говорить, свою "модель поведения" другим. Проблемы школьников были подняты в таких фильмах Асановой, как «Не болит голова у дятла» (1975), «Ключ без права передачи» (1976), «Ключ без права передачи» (1981).
Немало киноисследований Динара Асанова сделала и во внутрисемейных отношениях. В фильме «Беда» (1977) она обратилась к проблеме пьянства и его разрушающего действия на жизнь человека, склонного к этому пороку, и его близких. В фильме «Жена ушла» (1979) режиссёр исследует проблему человеческого эгоизма и неспособность слышать и понять других людей, находящихся рядом. В этом фильме Асанова уговорила сыграть главную роль Валерия Приёмыхова, выпускника сценарного факультета ВГИКа. Для него это был дебют в кино и повод для дальнейшего сотрудничества с Динарой Асановой.
Следующий свой фильм «Никудышная» (1980), Асанова уже снимала по сценарию Валерия Приёмыхова. Кинофильм впервые затрагивает тему так называемых трудных подростков, которые становятся таковыми зачастую из-за не внимания к ним взрослых.
И вот апофеозом темы трудных в воспитании детей становиться фильм «Пацаны». Действие фильма происходит в спортивно-трудовом лагере для трудных подростков, который организовывает, по сценарию кинофильма, выпускник Ленинградского института физкультуры. Его сыграл Валерий Приёмыхов. Это была его очередная совместная работа с Асановой.
В фильме, как и всегда у Асановой, главные роли сыграли замечательные артисты - Ольга Машная, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт, Юрий Мороз, Марина Левтова и другие. Кстати, Юрий Мороз в то время был ещё актером театра Ленком, и ранее снялся в таких фильмах, как «В начале славных дел» (1980), «Юность Петра» (1980) (о которых писалось ранее в одной из статей), а в последствии станет известным режиссёром, который снимет знаменитый сериал о следователе Каменской. А Марина Левтова в жизни была его женой.
А вот подопечных для начальника летнего спортивно-трудового лагеря, в исполнении Приёмыхова, пришлось искать буквально через детские комнаты милиции, спецприемники и закрытые школы для трудных подростков.
По фильму герой Приёмыхова пытается поставить на "путь истинный" своих подопечных, не прибегая к нудным и пространным нравоучениям - он пытается воздействовать на них тем, чтобы они почувствовали свою полезность для других людей. Он пытается помочь раскрыть их внутренний мир, разобраться в самих себе.
Помимо трудового воспитания, начальник лагеря пытается организовать для подростков и нехитрый досуг. Каждый вечер он организовывает танцы, в честь которых начальник лагеря каждый раз запускает сигнальную ракету. Это действо становиться ритуальным, и выливается в одну из сюжетных линий фильма, связанных с похищением ракетницы.
Вообще, несмотря на прекрасный сценарий Юрия Клепикова (с ним Динара Асанова работала над фильмом «Не болит голова у дятла»), он на протяжении всех съемок был довольно подвижен. Учитывая, что большая часть актёрской группы была специфична и непрофессиональна, сценарий постоянно подвергался переработки и дополнениям, некоторые сцены рождались буквально по ходу съемок фильма. А вообще Асанова всегда была за импровизацию. Она запрещала детям-актёрам заучивать текст роли и на съёмочной площадке создавались ситуации сценария, предлагались некие обстоятельства жизни, чтобы ребята находили свои слова, вели себя открыто и органично. Так достигались не только достоверность и правдивость, но и особый артистизм, неповторимая интонация в реакции исполнителей.
До фильма «Пацаны» Юрий Клепиков написал сценарии для таких известных фильмов, как «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский), «Мама вышла замуж» (режиссёр Виталий Мельников), «Даурия» (режиссёр Виктор Трегубович), «Восхождение» (режиссёр Лариса Шепитько), «Летняя поездка к морю» (режиссёр Семён Аранович) и других.
В «Пацанах» акцентировались проблемы, которые так явно в кинематографе ранее не были рассмотрены. Это тема неуправляемости и трудновоспитуемости отдельных категорий молодёжи. Была поднята тема подросткового алкоголизма и преступности, чего ранее тоже не было, хотя подразумевалась и проблема наркомании, но в то время озвучивать это было ещё не принято. За сценарий к фильму «Пацаны» Юрий Клепиков получил Государственную премию СССР.
А вообще фильм не столько о подростках и для подростков, в немалой степени он адресован именно взрослым. Фильм призван заставить по-новому подумать о проблеме подростков, а не перепоручать их решение школе, милиции и другим общественным организациям. Только личное участие и разговор с детьми способен что-то изменить в их душе.
Так и герой Валерия Приёмыхова, проявив неординарный подход к решению проблем подростков, основанный на полном доверии, в конечном итоге для молодых, часто заблудших детей, становится настоящим авторитетом.
Актёр Валерий Приёмыхов за эту роль был назван в числе «лучших актёров года» по опросу читателей журнала «Советский экран». За неё же он получил свою первую Государственную премию СССР. Вторую премию он получил за роль Сергея Басаргина («Лузга») в фильме « Холодное лето пятьдесят третьего…».
Ну и особую атмосферу фильму создала музыка. Учитывая тематику фильма, специфику его героев, она должна была быть какая-то неформальная. Это должна быть музыка из народа, музыка улиц и подворотен, или как её называют "дворовой песней".
Для фильма «Пацаны» была выбрана песня «Бродяга», которую часто называют ещё по первым строчкам песни, как «Сколько я бродил…». Музыку для песни написал и её же исполнил в фильме Виталий Черницкий. Слова написал Виктор Большаков.
После выхода фильма, песня безусловно стала популярна среди молодежи, которая пела её также под гитару во дворах всей необъятной страны.
В 90-х годах её подхватил известный автор-исполнитель русского шансона под псевдонимом Петлюра, за которым скрывался музыкант Юрий Барабаш, бывший участник группы «Ласковый май».
Песню «Бродяга» он включил в свой альбом «Налётчик Беня» (1994).
В фильме «Пацаны» звучит также музыка композитора Виктора Кисина, а также ещё одна песня Виталия Черницкого и Виктора Большакова. Кстати, Большаков писал тексты для легендарной ленинградской группы «Аргонавты», в которой недолгое время работал Черницкий. Вероятно тогда же и родился этот тандем.
В финале фильма, когда все герои бегут, пытаясь догнать и успеть спасти одного из подростков от необдуманного поступка, как раз и звучит ещё одна песня Виталия Черницкого и Виктора Большакова «Я подозвал коня». Хороший финал фильма, дающий надежду на спасение для одного из "пацанов".
В дальнейшем Динара Асанова ещё раз сотрудничала с Валерием Приёмыховым в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный…», где он выступил и как автор сценария и как актёр, сыгравший главную роль. Главную женскую роль вновь сыграла Ольга Машная, а роль маленького ребёнка сыграла Дарья Мороз, которая в жизни была дочерью Юрия Мороза и Марины Левтовой. Сейчас Дарья известная актриса.
В 1985 году Динара Асанова снимала свой очередной фильм «Незнакомка», во время работы над которым у неё внезапно остановилось сердце. Ей было только 42 года. Свою Государственную премию за фильм «Пацаны» она получила посмертно.
Будем благодарны за ваши лайки, оценки статьи, за комментарии и обсуждения, а также за подписку на канал.
Также вы можете ознакомиться с другими статьями канала: