Найти в Дзене
музыкальный киоскёр

Песня «Сколько я бродил...» и другие из легендарного советского фильма «Пацаны»

Фильму «Пацаны» в этом году исполняется 40 лет со времени выхода его на широкие экраны. Впервые он был показан на Московском международном кинофестивале в июле 1983 года, а в прокат картина вышла 5 ноября 1983 года. И, наверное, нет такого человека, жившего в то время, который бы не видел этого фильма. Его очень часто показывали по телевидению. Режиссёр фильма Динара Асанова уже не в первый раз обращалась к подростковой, школьной тематике и в своих фильмах поднимала такие важные вопросы, как межличностные отношения между подростками и их взаимоотношения со взрослыми. И, каков бы не был сюжет, всегда красной нитью в её работах проходила, так называемая проблема "отцов и детей". Сначала, может быть, эта нить проявлялась не так явно, но потом неизменно возникали такие вопросы - а всегда ли взрослые могут быть авторитетами в своих словах и поступках для детей, имеют ли они право навязывать, как теперь принято говорить, свою "модель поведения" другим. Проблемы школьников были подняты в таки

Фильму «Пацаны» в этом году исполняется 40 лет со времени выхода его на широкие экраны. Впервые он был показан на Московском международном кинофестивале в июле 1983 года, а в прокат картина вышла 5 ноября 1983 года. И, наверное, нет такого человека, жившего в то время, который бы не видел этого фильма. Его очень часто показывали по телевидению.

Режиссёр фильма Динара Асанова уже не в первый раз обращалась к подростковой, школьной тематике и в своих фильмах поднимала такие важные вопросы, как межличностные отношения между подростками и их взаимоотношения со взрослыми. И, каков бы не был сюжет, всегда красной нитью в её работах проходила, так называемая проблема "отцов и детей". Сначала, может быть, эта нить проявлялась не так явно, но потом неизменно возникали такие вопросы - а всегда ли взрослые могут быть авторитетами в своих словах и поступках для детей, имеют ли они право навязывать, как теперь принято говорить, свою "модель поведения" другим. Проблемы школьников были подняты в таких фильмах Асановой, как «Не болит голова у дятла» (1975), «Ключ без права передачи» (1976), «Ключ без права передачи» (1981).

Динара Асанова
Динара Асанова

Немало киноисследований Динара Асанова сделала и во внутрисемейных отношениях. В фильме «Беда» (1977) она обратилась к проблеме пьянства и его разрушающего действия на жизнь человека, склонного к этому пороку, и его близких. В фильме «Жена ушла» (1979) режиссёр исследует проблему человеческого эгоизма и неспособность слышать и понять других людей, находящихся рядом. В этом фильме Асанова уговорила сыграть главную роль Валерия Приёмыхова, выпускника сценарного факультета ВГИКа. Для него это был дебют в кино и повод для дальнейшего сотрудничества с Динарой Асановой.

Валерий Приёмыхов
Валерий Приёмыхов

Следующий свой фильм «Никудышная» (1980), Асанова уже снимала по сценарию Валерия Приёмыхова. Кинофильм впервые затрагивает тему так называемых трудных подростков, которые становятся таковыми зачастую из-за не внимания к ним взрослых.

И вот апофеозом темы трудных в воспитании детей становиться фильм «Пацаны». Действие фильма происходит в спортивно-трудовом лагере для трудных подростков, который организовывает, по сценарию кинофильма, выпускник Ленинградского института физкультуры. Его сыграл Валерий Приёмыхов. Это была его очередная совместная работа с Асановой.

В.Приёмыхов и О.Машная в фильме «Пацаны»
В.Приёмыхов и О.Машная в фильме «Пацаны»

В фильме, как и всегда у Асановой, главные роли сыграли замечательные артисты - Ольга Машная, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт, Юрий Мороз, Марина Левтова и другие. Кстати, Юрий Мороз в то время был ещё актером театра Ленком, и ранее снялся в таких фильмах, как «В начале славных дел» (1980), «Юность Петра» (1980) (о которых писалось ранее в одной из статей), а в последствии станет известным режиссёром, который снимет знаменитый сериал о следователе Каменской. А Марина Левтова в жизни была его женой.

М.Левтова и Ю.Мороз в фильме «Пацаны»
М.Левтова и Ю.Мороз в фильме «Пацаны»

А вот подопечных для начальника летнего спортивно-трудового лагеря, в исполнении Приёмыхова, пришлось искать буквально через детские комнаты милиции, спецприемники и закрытые школы для трудных подростков.

Кадр из фильма «Пацаны»
Кадр из фильма «Пацаны»

По фильму герой Приёмыхова пытается поставить на "путь истинный" своих подопечных, не прибегая к нудным и пространным нравоучениям - он пытается воздействовать на них тем, чтобы они почувствовали свою полезность для других людей. Он пытается помочь раскрыть их внутренний мир, разобраться в самих себе.

Кадр из фильма «Пацаны»
Кадр из фильма «Пацаны»

Помимо трудового воспитания, начальник лагеря пытается организовать для подростков и нехитрый досуг. Каждый вечер он организовывает танцы, в честь которых начальник лагеря каждый раз запускает сигнальную ракету. Это действо становиться ритуальным, и выливается в одну из сюжетных линий фильма, связанных с похищением ракетницы.

В.Приёмыхов в фильме «Пацаны»
В.Приёмыхов в фильме «Пацаны»

Вообще, несмотря на прекрасный сценарий Юрия Клепикова (с ним Динара Асанова работала над фильмом «Не болит голова у дятла»), он на протяжении всех съемок был довольно подвижен. Учитывая, что большая часть актёрской группы была специфична и непрофессиональна, сценарий постоянно подвергался переработки и дополнениям, некоторые сцены рождались буквально по ходу съемок фильма. А вообще Асанова всегда была за импровизацию. Она запрещала детям-актёрам заучивать текст роли и на съёмочной площадке создавались ситуации сценария, предлагались некие обстоятельства жизни, чтобы ребята находили свои слова, вели себя открыто и органично. Так достигались не только достоверность и правдивость, но и особый артистизм, неповторимая интонация в реакции исполнителей.

Юрий Клепиков сыграл кинорежиссёра в фильме Глеба Панфилова «Начало»
Юрий Клепиков сыграл кинорежиссёра в фильме Глеба Панфилова «Начало»

До фильма «Пацаны» Юрий Клепиков написал сценарии для таких известных фильмов, как «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский), «Мама вышла замуж» (режиссёр Виталий Мельников), «Даурия» (режиссёр Виктор Трегубович), «Восхождение» (режиссёр Лариса Шепитько), «Летняя поездка к морю» (режиссёр Семён Аранович) и других.

В «Пацанах» акцентировались проблемы, которые так явно в кинематографе ранее не были рассмотрены. Это тема неуправляемости и трудновоспитуемости отдельных категорий молодёжи. Была поднята тема подросткового алкоголизма и преступности, чего ранее тоже не было, хотя подразумевалась и проблема наркомании, но в то время озвучивать это было ещё не принято. За сценарий к фильму «Пацаны» Юрий Клепиков получил Государственную премию СССР.

А вообще фильм не столько о подростках и для подростков, в немалой степени он адресован именно взрослым. Фильм призван заставить по-новому подумать о проблеме подростков, а не перепоручать их решение школе, милиции и другим общественным организациям. Только личное участие и разговор с детьми способен что-то изменить в их душе.

Так и герой Валерия Приёмыхова, проявив неординарный подход к решению проблем подростков, основанный на полном доверии, в конечном итоге для молодых, часто заблудших детей, становится настоящим авторитетом.

Актёр Валерий Приёмыхов за эту роль был назван в числе «лучших актёров года» по опросу читателей журнала «Советский экран». За неё же он получил свою первую Государственную премию СССР. Вторую премию он получил за роль Сергея Басаргина («Лузга») в фильме « Холодное лето пятьдесят третьего…».

Ну и особую атмосферу фильму создала музыка. Учитывая тематику фильма, специфику его героев, она должна была быть какая-то неформальная. Это должна быть музыка из народа, музыка улиц и подворотен, или как её называют "дворовой песней".

Для фильма «Пацаны» была выбрана песня «Бродяга», которую часто называют ещё по первым строчкам песни, как «Сколько я бродил…». Музыку для песни написал и её же исполнил в фильме Виталий Черницкий. Слова написал Виктор Большаков.

После выхода фильма, песня безусловно стала популярна среди молодежи, которая пела её также под гитару во дворах всей необъятной страны.

В 90-х годах её подхватил известный автор-исполнитель русского шансона под псевдонимом Петлюра, за которым скрывался музыкант Юрий Барабаш, бывший участник группы «Ласковый май».

Песню «Бродяга» он включил в свой альбом «Налётчик Беня» (1994).

В фильме «Пацаны» звучит также музыка композитора Виктора Кисина, а также ещё одна песня Виталия Черницкого и Виктора Большакова. Кстати, Большаков писал тексты для легендарной ленинградской группы «Аргонавты», в которой недолгое время работал Черницкий. Вероятно тогда же и родился этот тандем.

В финале фильма, когда все герои бегут, пытаясь догнать и успеть спасти одного из подростков от необдуманного поступка, как раз и звучит ещё одна песня Виталия Черницкого и Виктора Большакова «Я подозвал коня». Хороший финал фильма, дающий надежду на спасение для одного из "пацанов".

В дальнейшем Динара Асанова ещё раз сотрудничала с Валерием Приёмыховым в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный…», где он выступил и как автор сценария и как актёр, сыгравший главную роль. Главную женскую роль вновь сыграла Ольга Машная, а роль маленького ребёнка сыграла Дарья Мороз, которая в жизни была дочерью Юрия Мороза и Марины Левтовой. Сейчас Дарья известная актриса.

В 1985 году Динара Асанова снимала свой очередной фильм «Незнакомка», во время работы над которым у неё внезапно остановилось сердце. Ей было только 42 года. Свою Государственную премию за фильм «Пацаны» она получила посмертно.

-10

Будем благодарны за ваши лайки, оценки статьи, за комментарии и обсуждения, а также за подписку на канал.

Также вы можете ознакомиться с другими статьями канала: