Артур Коробкин, один из авторов-разработчиков информационной системы «Единые сайты общеобразовательных организаций Липецкой области», работает над популяризацией цифрового образовательного контента, выступает в качестве спикера на мероприятиях под эгидой Минцифры России, в настоящее время получает образование в Университете «Синергия» на факультете интернет-профессий. Эксперт в сфере цифрового образования поделился с редакцией Synergy Times, что нас ждёт в ближайшем будущем и какое место в системе образования займёт искусственный интеллект.
Про цифровизацию
Что такое цифровая трансформация в образовании?
Представьте, есть школа, а в ней — библиотека с книгами: чтобы их прочитать, надо туда пойти, взять, потом вернуть обратно. А если окажется, что это не та книга или что она содержит устаревшую информацию? А цифровой образовательный контент — это глобальная цифровая библиотека, к которой имеют доступ все, от мала до велика. Она интерактивная, удобная, современная. Дети и их родители могут за пару кликов получить нужную, актуальную и, главное, верифицированную информацию и, собственно, чему-то учиться. Так вот, цифровая трансформация в образовании представляет собой всесторонние глобальные изменения на уровне, например, цифрового образовательного контента.
Если сравнивать Россию с другими странами, мы находимся примерно на том же уровне, отстаём или опережаем?
Мы опережаем, причём значительно. Например, в ОАЭ вы не найдёте нормального приложения такси или доставки еды. Более того, там даже нормального клиента банкинга нет. В Европе ситуация аналогичная, придётся потратить много времени на решение таких вопросов.
Что касается цифрового образовательного контента, мы примерно наравне с Азией. В Китае и Корее лучше всего развита цифровая трансформация, и они сейчас пытаются с нами налаживать партнёрские отношения в этой сфере.
Цифровое образование уже стало привычным для подрастающего поколения?
Согласен, они уже с этим растут, дети сейчас более прогрессивные. Я зачастую провожу уроки цифровой грамотности в школах региона и вижу, что у шести- и семиклассников знаний гораздо больше, чем мы предполагали, когда разрабатывали план занятия. Мы рассчитываем рассказать им что-то интересное, а они зачастую это всё уже знают. У нас очень грамотно построена политика цифрового просвещения на уровне государства: рассказывают, как себя нужно вести, что такое цифровая гигиена и цифровая грамотность.
Про онлайн-образование
Цифровизация образования не приведёт к полному уходу в онлайн-формат?
Я исключаю, что мы полностью уйдём в онлайн. Для России более вероятен тандем реального очного образования и онлайн-образования, когда невозможно учиться очно, например, во время болезни или карантина. Раньше школы уходили на каникулы в сильные морозы, дети сидели дома и ничего не делали. Такого больше не будет: сейчас школьники в аналогичной ситуации продолжают учиться дистанционно. Если 20 лет назад любая внештатная ситуация вызывала простой в образовательном процессе, то сейчас на помощь приходит дистант, обучение продолжается. И это здорово, я считаю.
На онлайн-курсах можно получить качественные знания?
Онлайн-курсы — отличный инструмент, если они правильно организованы. Я их неоднократно проходил, и для меня важно, чтобы курсы были командные, с распределением ролей, домашним заданием, вовлечённостью спикера и его стремлением общаться.
Для многих онлайн-курсы — это про посмотреть видео в интернете, но мне кажется, такой метод совсем не работает. Я участвовал в таких курсах, было неинтересно, поэтому спустя пару занятий я от этой идеи отказался. А вот когда с тебя спрашивают домашнее задание, когда тебя назначают конкретным функциональным персонажем во время занятия, тогда это работает: это интересно, и ты получаешь знания.
Когда я поступал в Университет «Синергия», для меня были важны два стратегических момента. Во-первых, у меня есть потребность в IT-образовании, чтобы в дальнейшем занимать определённые должности. Во-вторых, я — самоучка полностью, то есть всё, что я знаю, я взял из общедоступных источников, у меня нет фундаментальных знаний. Например, в прошлом семестре я закрыл зачёт по сетевым технологиям, узнал, как строится топология сети. То есть мне не надо искать обучающее видео в интернете. Я теперь это всё знаю. Раньше у меня были обрывочные знания, а теперь появляется академическая база - говорит Артур Коробкин, студент факультета интернет профессий Университета «Синергия».
Про искусственный интеллект
К чему приведёт цифровизация образования через 5 – 10 лет?
Я думаю, что наше будущее тесно связано с искусственным интеллектом. Если правильно, дозированно его использовать, он вскоре приведёт нас к высоким достижениям и огромному повышению производительности труда. А если мы будем его использовать для сдачи экзаменов, быстрого решения домашних заданий, он очень быстро сделает нас своими рабами. Поэтому, с моей точки зрения, государство должно контролировать компании, которые предоставляют искусственный интеллект: бесконтрольно раздавать его нельзя. Это как решебник домашнего задания для пятиклассников: он экономит время, но не делает детей умнее.
А как может выглядеть контроль со стороны государства?
Думаю, надо запретить искусственный интеллект для выполнения домашнего задания, для использования детьми на уроках. С таким инструментом легко поддаться соблазну и написать сочинение за 1-2 минуты.
С другой стороны, искусственный интеллект надо изучать уже в начальной школе, но в рамках того, как это работает, как устроены генеративные модели ИИ. То есть самостоятельно создавать искусственный интеллект, а не просто пользоваться им.
Государство должно внести изучение ИИ в школьную программу, мы от этого никуда не денемся, но использование искусственного интеллекта не должно быть бесконтрольным, иначе мы навредим сами себе.
Такие уроки должны проходить в рамках цифровой грамотности?
Скорее в рамках урока информатики. Дети у нас и так достаточно грамотные, поверьте мне, а вот понять, как сделать искусственный интеллект, из чего он состоит, какие принципы заложены в его основе — это надо обязательно изучать. Изучение ИИ нужно сделать таким же популярным, как изучение программирования сегодня. На мой взгляд, это одна из ключевых задач государства в сфере образования.
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
Традиционные уроки могут уйти в прошлое благодаря искусственному интеллекту
Умение пользоваться нейросетями — новый обязательный скилл?
Искусственный интеллект, машинное обучение и глубокое обучение: что это и в чём разница