Во время Второй мировой войны солдаты и офицеры, попавшие в плен, по возвращении на родину подвергались тщательной проверке. Их передача информации противнику тщательно анализировалась. Когда генерал Михаил Иванович Потапов вернулся из плена, он не только возобновил службу, но и получил особые привилегии и повышение по службе. Изучив протоколы его допросов, которые стали доступны в 1992 году, я обнаружил причину такого замечательного обращения с ним.
Михаил Потапов, легендарный генерал, родился в 1902 году в глухой деревне Мочалово Юхновского района Калужской области. Он рос в зажиточной семье, так как его отец был искусным ремесленником. Вступление в Красную Армию положило начало его военной карьере. В 1920-е годы Потапов командовал опытными ветеранами, повидавшими ужасы войны. Сложные условия и лишения, с которыми столкнулись солдаты и командиры Красной Армии, только укрепили его стойкий характер, тем более что страна еще не оправилась от предыдущих конфликтов.
Потапов прошел военно-химические курсы и поступил в Военную академию, чтобы улучшить свои лидерские качества. С 1923 по 1941 год его военная карьера процветала. Прошел путь от командира взвода до командира корпуса. Именно в этот период он привлек внимание Жукова, что сыграло значительную роль в формировании его будущего.
Его первый опыт боя пришелся на конфликт против японцев в районе Халхин-Гола в Монголии. Работая заместителем Жукова, Потапов приобрел бесценный опыт. Его предыдущие достижения, опыт и звание легли в основу его назначения командующим 5-й армией в 1941 году.
Приняв командование, Потапов столкнулся со сложной ситуацией. Его армия занимала позиции в труднопроходимой местности под Владимиром-Волынским, расположенным на границе Белоруссии и Украины. Болота прикрывали один фланг его солдат, представляя собой естественное препятствие. Затруднительное положение усугублялось задержкой усилий по мобилизации. В результате Потапов оказался у границы, где немецкие войска наносили наиболее мощные удары по значительно превосходящей по численности армии. Общие оценки указывали на то, что его силы были значительно меньше сил противника.
5-я армия столкнулась с дальнейшими неудачами, поскольку линии снабжения были перерезаны. Тем не менее Потапову удавалось периодически брать верх над силами противника, не давая немцам продвинуться к Киеву. В это время велись эвакуационные, мобилизационные и фортификационные работы, чему способствовало противодействие Потапова врагу. Несмотря на ожесточенные бои, тяжелые потери в конечном итоге сделали дальнейшее сопротивление невозможным. Часть командования погибла, а сам Потапов попал в плен в конце сентября 1941 года.
Когда гитлеровцы захватили генерала Потапова, они провели всесторонние допросы, пытаясь получить информацию, начиная от состава армии и сведений об оборудовании и заканчивая внутренними отношениями между командным составом. Немцы стремились использовать пропагандистские преимущества полученной информации. Из этих допросов нацисты сделали следующие выводы:
1. Немецкая армия применяла маневры, которые приводили в замешательство советское командование, приводя к запоздалой или неадекватной реакции.
2. Советская армия страдала от плохого снабжения, нарушенной связи между частями и усталости солдат в тяжелых условиях войны.
3. Наблюдались значительные потери советской армейской техники, хотя и произошло некоторое пополнение за счет заводской производительности.
4. Советская армия понесла большие человеческие потери при заметной нехватке пополнения.
На эти тезисы и вопросы, поставленные немцами, Потапов ответил так:
1. Несмотря на потери, боевой дух оставался высоким, и гибель товарищей не остановила бойцов.
2. Отношения между комиссарами и командирами были положительными, демонстрируя взаимопомощь даже среди еврейского личного состава.
3. Имеющихся резервов было достаточно для сильного сопротивления.
4. Цели немецкого наступления оставались неизвестными, так как командование в июне 1941 г. не собиралось вступать в бой.
5. Русский народ возлагал огромное доверие на армию, твердо веря, что солдаты не отступят, пока не дойдут до Урала.
6. Пропагандистские листовки, сброшенные немцами в город, в значительной степени игнорировались и вызывались смехом.
После спасения союзными войсками генерал Потапов вернулся на родину и в течение семи месяцев проходил тщательное обследование в специализированном учреждении. Он с трудом вспоминал те времена и впадал в меланхолию. Тем не менее результаты оценки оправдали его восстановление и позволили ему возобновить свою службу. Вмешательство Жукова даже обеспечило его восстановление в партии, что по тем временам было невообразимым явлением.
Одобрение Сталиным возвращения Потапова на службу было обусловлено его мужественным поведением и отказом поддаваться вражеским провокациям и разглашать информацию во время его плена. Это позволило сохранить его прежние заслуги и подчеркнуло значительный вклад Потапова в срыв немецкого блицкрига. Следовательно, он прожил остаток своей жизни в звании генерал-полковника, бросив вызов типичной судьбе военнопленного, заключенного в лагерь.
Не забудьте подписаться на канал, чтобы в будущем вас ждало еще больше увлекательного контента!