Польское издание Rzeczpospolita в статье «Будет ли война России с НАТО? Военные и дипломатические игры вокруг моря» нагнетает страхи вокруг последствий отмены печально известной «зерновой сделки». И ещё поляки озадачены проблемой, что делать, если вдруг ЧВК «Вагнер» начнёт каперские действия на Чёрном море.
- Западные политики и военные не исключают, что в конечном итоге произойдет столкновение НАТО с Россией. Если Кремль продолжит попытки атаковать гражданские суда, идущие в Украину.
- Если Россия продолжит проверять (плывущие) корабли или попытается отпугнуть их (от следования в Украину-ред.), то я думаю, что, скорее всего, НАТО ответит, поддержав "гуманитарный коридор " для судоходства, – считает бывший командующий американскими войсками в Европе адмирал Джеймс Ставридис.
И такая "поддержка коридора" может привести к прямому столкновению альянса с Россией. Так же считают политики, причем из стран, расположенных на Черном море.
- Нельзя исключать столкновения НАТО с Россией на этом водоеме. Альянс хочет избежать эскалации, но на самом деле это зависит от действий российских властей. И они постоянно провоцируют альянс, в первую очередь, расширяя зону (своего) контроля, – предупреждает министр обороны Болгарии Тодор Тагарев.
С денонсацией в середине июля „зернового соглашения "Россия произвольно обозначила" опасные зоны" на Черном море: в его северо-западной части (между оккупированным Крымом и Одессой) и юго-западной. Через последний проходит кратчайший путь от пролива Босфор до украинских портов.
Именно там 13 августа произошел инцидент с судном "Сукру Окан", направлявшимся в Украину. Сначала русский корабль произвел в его сторону предупредительные выстрелы, а затем высадил десант на его палубу для обыска.
Корабль плыл под флагом Палау (островное государство в Тихом океане), но принадлежал турецкому судовладельцу, а его экипаж составляли турки. Ссылаясь именно на флаг корабля, Анкара уклонялась от обнародования занимаемой позиции, но, в конце концов, через пять дней предупредила Россию, чтобы та „избегала эскалации”.
Киев назвал действия России "пиратством". Последним предложением бывшего офицера российской политической полиции ФСБ и критика президента Путина Игоря Гиркина (до того, как он оказался в тюрьме) была идея создания каперских подразделений на Черном море. По подобию сухопутной группы Вагнера они должны атаковать корабли, идущие в Украину и из нее.
Тем не менее, в другую сторону – из Одессы в Босфор – двинулся плывущий под флагом Гонконга корабль, принадлежащий немецкой компании Schulte, и беспрепятственно отплыл. Украинцы проложили возле Одессы "гуманитарный коридор", по которому могут перемещаться торговые подразделения. Его точный маршрут неизвестен, но известно, что на двух участках он выходит за пределы территориальных вод Украины.
По этой причине капитаны судов, стоящих в настоящее время в Одессе, которые хотят его использовать, должны взять на себя полный риск такого плавания. Следовательно, эксперты подозревают, что экипаж „Йозефа Шульте” был украинским, поскольку немцы не хотели рисковать.
Дальше на юг корабли войдут в территориальные воды стран НАТО (Румынии, Болгарии и Турции), что, по крайней мере теоретически, исключает возможность нападения России. Однако неизвестно, в какой степени Кремль находится в ярости, и какие действия в связи с этим он еще может предпринять.
На данный момент он активно атакует инфраструктуру украинских портов вокруг Одессы. С начала войны там было разрушено 44 портовых объекта инфраструктуры для хранения и погрузки зерна, из них почти две трети после того, как Россия объявила о „зерновом соглашении".
- Одесса вообще должна быть закрыта. ( ... ) Если движение из Одессы и близлежащих портов не будет закрыто, то есть вероятность появления сначала одного, а потом и множества кораблей, сопровождающих суда. Нельзя допускать такого сценария, - объясняет цель атак российский эксперт Владимир Брутер.
Таким образом, торговые суда выбирают более безопасный маршрут к румынскому порту Сулина, расположенному на одном из ответвлений Дуная в дельте этой реки, в 4 км от украинской границы. Но оттуда они должны плыть более чем на 70 км вверх по Дунаю до румынской Тулчи и еще более чем на 30 км до украинского Измаила. Все для того, чтобы избежать российских атак.
– Как бы банально это ни звучало, но цивилизованный мир, начиная с США, все время боится России, - объясняет эти извилистые маршруты украинский морской эксперт Андрей Клименко.
P.S. При этом Польша выхода к Чёрному морю, как известно, не имеет.