Начиная говорить о любом аркане, нам надо на что-то в самом начале опереться. Поскольку мы говорим о Таро, то и опираться нам в первую очередь надо на изобразительный ряд. Проблема, однако, в том, что на протяжении веков этот изобразительный ряд терпел изменения. Не всегда даже понятно, что имеется в виду именно аркан Луна, поскольку какие-то колоды имеют подписи, а какие-то их лишены, и догадываться остается лишь по очевидным признакам. Но назывался ли аркан изначально «Луна» или еще как-то, например, «Диана», или «Геката»— Бог весть. Поэтому собрать в кучу всю суть аркана на протяжении его истории, особенно если ум работает в тех режимах ума, которые свойственны современности с ее предельным материализмом, рационализмом, атомизмом и эгоцентризмом даже в оккультных вещах, – ну такая себе работа. Довольно непростая, к которой, однако же, можно попробовать хотя бы приступить.
Посему существует другой, весьма рискованный способ: опереться на индивидуальные переживания этого аркана самим оператором. Для этого хотя бы надо, чтобы оператор был довольно внимателен к своим состояниям и четко их идентифицировал, и в какой-то момент сопоставил, что, ага, вот когда у меня в раскладах выходит аркан Луны, я переживаю одни и те же состояния. И уже по мере развития наблюдательности и какого-то герметического воззрения отслеживал, что порождает эти состояния и куда они деваются, и как с ними быть вообще. Можно идти с двух сторон — и развивать герметическое воззрение и другие режимы работы ума, помимо современности, и практиковать внимательность к собственным состояниям. Глядишь, это возьмет и соединится.
Начать крутить аркан можно с того, что непосредственно находится под рукой — с собственного сознания и опыта работы с другими людьми. Пока что я могу с достаточной долей уверенности говорить про два активных проявления аркана в реальной жизни, в нашей повседневной оперативности:
1. Действительно страхи и тревожность, связанные с воображаемой прямой угрозой жизни, физическому или психическому здоровью или имуществу; страхи, в основном связанные с насилием, или ипохондрия. То есть здесь мы говорим о проявлениях на уровне тела и энергии.
Страхи эти появляются в период, когда человек находится либо в состоянии неопределенности с будущим, в неизвестной ситуации, а следовательно, без опор и гарантий (например, только что потратил все деньги, а когда будут новые - не знает, или только что получил сообщение о сокращении – как раз отличная почва для активации страхов), либо он находится в состоянии истощения, у него мало энергии, а следовательно, он не чувствует в себе способности справляться с жизненными вызовами. Тоже хорошо стимулирует тело начинать бояться всего подряд.
Когда активен аркан Луна, перегородка, отделяющая страх смерти (страх эго исчезновения и ухода в небытие) от бытового сознания, вдруг падает, и мы сталкиваемся с этой массой лицом к лицу, и пассивное воображение, столкнувшись с этим страхом, выбирает наиболее плотное место в картине мира в плане привязанности/отвращения и начинает вокруг него накручивать круги, рисуя разные ужасные картины и обстоятельства, параноидальные или не очень, в зависимости от степени обусловленности ума телом. Чем больше ум обслуживает потребности тела и чем больше он с ним отождествлен (а уж тем паче привязан к вещному, к имуществу), тем сильнее действует то, что описывается арканом Луны, на гормональный фон и состояние именно тела. Происходит выброс энергии и накрывает волной паники той или иной интенсивности, появляется тремор, бросает в холодный пот, картины ужасного будущего и возможных опасностей усиливаются, тело реагирует еще сильнее, сжимается еще сильнее, и цикл повторяется. В этом состоянии человек переполнен энергией, которая подвигает его бежать спасаться, что-то делать, чтобы избежать грозящих бед, тело в буквальном смысле может трясти. Это активизируется животная душа. Дело в том, что животная душа безумна в человеческом смысле, и любые ее действия в контексте этого аркана грозят разрушениями, суетой и потерями. Поэтому первое, что необходимо сделать, - взять ее под контроль, чтобы грамотно использовать, поскольку это очень ценный ресурс, раз уж энергия уже выделилась, это сила. Если ее не обуздать сразу, эта энергия потечет на реализацию кошмарных картин, нарисованных пассивным воображением, и проходящая мимо подозрительная компания возьмет да и сделает нечто нежелательное, если для подобных напряженных эксцессов у Оператора уже накоплено достаточно причин. Потому что в этом и состоит задача сил, активных на аркане Луны – оттянуть внимание Оператора из центра на периферию на подпитку тех реальностей, за которыми не стоит никакой онтологической базы. Из всего описания аркана Луна в книге Костенко о колоде Уэйта есть пара хороших пассажей: «Эта карта представляет жизнь воображения отдельно от жизни духа». И: «Лик разума спокойно взирает на беспокойство внизу; выпадает роса мысли; послание таково «Успокойтесь».
Для этого можно использовать следующую практику: сесть с прямой спиной, ни на что не опираясь, на стул или на табуретку, положить руки на колени, несколько раз сделать глубокий вдох-выдох, и замереть, дышать при этом равномерно и потихоньку. Вот вообще не шевелиться, а дыхание должно сойти к минимуму. В обычном состоянии у человека, который не занимался специальными практиками, существует множество телесных движений: глаза бегают, тело почесывается, что-то дергается, где-то судорога. Это активна животная душа, которую мы и берем под контроль. Нужно сидеть, вообще не двигаясь, и переводить внимание из одной точки в другую, как бы выдыхая туда. Глаза бегать не должны. Если где-то чешется, сначала перевести внимание туда, в эту доминанту, сделать туда выдох, как бы погружаясь в чесание, затем перевести внимание в другую доминанту. Таким образом посредством перевода внимания из точки в точку энергия равномерно распределится по всему объему энергетического тела человека, и мандраж уйдет. Также обычно животная энергия собирается в какой-то части тела, заставляя срочно делать некие действия. Тогда можно сфокусировать внимание там и выдыхать медленно туда, как бы вниманием распределяя эту концентрированную энергию по всему объему. После практики состояние должно измениться из концентрированно заряженного в равномерно энергетическое, состояние подъема, и должна включиться аналитическая часть - а так ли страшен черт, как его малюют?
2. Уже не страхи, но глюки - следование неким тотально ложным убеждениям, слушание лже-учителей и лже-авторитетов, которые ведут ну если не в направлении погибели, то в направлении большей запутанности точно, и если за ними последовать или продолжать следовать и делать некие действия, то у этих действий отныне будут очень неблагоприятные последствия. Ficta religio.
При этом эти ложные воззрения уже воспринимаются как довольно мрачные, хотя ранее такими не казались. Это уже очистка слоя социокультурных представлений, социальных мифов, эксплуатирующих чувство стадности, причастности. Это может быть как что-то бытовое (попадаются видео или фото с прямым обманом, первая реакция на которые - повестись эмоционально и сделать действия, потому что в этом и есть их задача), так и нечто мировоззренческое (тут каждый сам для себя определяет, кому или чему ему больше не стоит следовать). Причем можно годами до того следовать этой ложной картине мира и не понимать этого, заниматься, по сути, наивным самообманом. И вдруг осознать ее ложность и тупиковость, и откровенное вранье зачастую ее адептов в своих шкурных интересах. Отмечу, что осознать ложность (Луна) и получить истину (Папесса) - не одно и то же.
Почему возникает этот аспект Луны, эта возможность осознать ложность привычных направлений? Потому что усилились внутренние огни по каким-то причинам, запрос на видение реальности как она есть, да и обстоятельства могли измениться соответствующим образом, то есть произошли определенные трансформации в самом Операторе, произошло разделение чистого и нечистого, схлопнулись какие-то внутренние конфликты и Оператор в чем-то облегчился, но выпал осадок, который теперь требуется растворить. То есть ты должен раскрыть глаза на ложь этого мира, и в первую очередь увидеть это в себе, и сказать себе — "вот этого мне точно больше не надо, я больше не хочу этим руководствоваться в своих поступках, я хочу разделить импульсивное, телесное животное и человеческое, чтобы прийти к божественному в себе. Мои поступки не должны руководствоваться только страхами и потребностями тела. Я не хочу больше зависеть от внешних обстоятельств". Это внутренняя интуиция тебе начинает говорить: "Вот это тебя точно ведет не туда, но тебе просто удобно так продолжать думать, потому что ты перекладываешь ответственность за свою жизнь таким образом на внешний источник реальности, чтобы потом было кого обвинить или просто потому что кто-то за тебя уже подумал и придумал какую-то картину мира, а тебе не надо напрягаться". В алхимии есть такой этап - "порвать все книги" и идти своим путем. Любая книга в конечном счете оказывается Луной, потому что это чужая реальность.
3. Могут какие-то прежние страхи реализоваться во время действия этого аркана, чтобы уже прожить их и увидеть, что и это можно пережить. Если для этого было накоплено достаточно причин, то есть оператор мало того, что фантазировал туда, так еще и действия совершал.
Как можно увидеть, страх вырастает на самоотождествлении. Самое очевидное, что у нас есть — тело, вся самооценка человека базируется на его телесном образе. Убери тело — что останется? Поэтому всё, что вредит жизни и здоровью тела, вызывает страх. Эти страхи эксплуатировать легче всего. Я имею тело женщины, значит, подвержена женским болезням, я имею тело мужчины, значит, подвержен мужским болезням, я телесен в принципе, значит подвержен болезням вообще. При этом болезнь воспринимается как нечто внешнее, непредсказуемое и опасное.
Далее, глюки также рождаются из отождествлений, связанных с ощущением себя причастным каким-то социальным мифам, социальным ролям.
Механизм того, как возникает Луна, совершенно обычен: в голову залетает некая мысль и начинает там крутиться, вызывая определенные состояния и подпитывающие эти состояния образы, к которым мы сами уже додумываем причинно-следственные связи. Если условия позволяют, то есть оператор не может сразу переключиться с этой мысли, не может распознать ее пустотность и необязательность, сделаться для нее прозрачным, она цепляет в структуре оператора некое состояние, которое порождается либо сильным страхом, либо сильной надеждой (по сути, либо отвращением, либо желанием). Это состояние начинает уплотняться, его начинают подпитывать образы и стимулировать к проявлению в жизни, накачивать ее силой внимания, а следом — и силой эмоций. И чем больше туда уходит эмоций, тем больше вероятность, что из только внутренней реальности эта мысль станет внешней, толкнув на определенные действия и принеся какой-то разрушительный эффект и вред тем самым.
Смысл аркана Луны — во-первых, обозначить, что произошла трансформация и выпал осадок. А следовательно, есть и нечто чистое и светлое, переживаемое нами, и оно уже фиксировано, на это надо обратить внимание. Во-вторых, увидеть эти страхи, эти жесткости, эти самоотождествления, чтобы их распознать и от них освободиться, ибо иначе придется столкнуться с ними в посмертии, и это сильно повлияет на это самое посмертие и перерождение. Достаточно изучить «Бардо Тхедол» - там недвусмысленно указано, что если человек полон страхов, то он испугается громких звуков и ярких цветов чистых миров и выберет приглушенные звуки и цвета сансарических миров, то есть снова пойдет по кругам шести лок сансары. Страх следует растворить, а затем заменить его любовью и милосердием, чтобы убрать вообще основы его появления, что в буддийской терминологии можно отнести к аспектам зарождения бодхичитты. (Подробнее – тут: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/molitvy-i-ritualy/obety/ob-yasnenie-praktik-bodhichitty-i-obetov/razvitie-bodhichitty-i-sosredotochenie-na-ney). Я здесь пользуюсь именно буддийским воззрением, просто потому что почему бы и нет. Оно наиболее ясно для того, чтобы победить мутность Луны.
* Почему-то часто в качестве трактовки аркана предлагается вариант, мол, «от вас что-то скрывают». Это, мягко говоря, не совсем корректное прочтение в данном контексте, поскольку мы настолько несовершенные существа, что наше тоннельное ограниченное видение и неспособность воспринимать огромные пространства и миры вокруг себя, ограниченный спектр восприятия и так делает сокрытыми просто невероятные объемы. Поэтому то, что от нас кто-то что-то скрывает — это просто данность и непреложный факт нашей жизни. От нас всегда скрыто почти всё, как ни прискорбно, и очевиден нам очень малый объем. Аркан Луны-то как раз ничего не скрывает, он проявляет, делает очевидной степень иллюзорности и бредовости нашего восприятия и видения, насколько мы вообще заблудились в лабиринтах животных инстинктов и социальных мифов, в насколько тусклом и неясном свете мы видим обстоятельства своей жизни и насколько реактивны и разрушительны наши действия по отношению к себе же под влиянием этих мифов и инстинктов.
Про аркан Луны в образном смысле можно запомнить три вещи:
1. Луна светит отраженным светом, а не светом первоисточника. Как следствие - этот свет искажает видение. Слабое сияние Луны освещает предметы лишь отчасти и не позволяет различать цвета.
2. Луна лишена синтетического мышления, и Лунный мир изолирован от всего остального положения вещей.
3. Луна светит вместе со звездами, не затмевая их, то есть свет звезд все так же доступен и в свете луны, надо просто отделить одно от другого.
А вот теперь обратимся к изобразительному ряду аркана. В версиях Таро, начиная с марсельского, здесь наличествуют животные (вопрос еще, это именно волк с собакой или просто волки, или просто собаки) — это животная душа, которая вырывается на свободу, и башни — социальные мифы, воздвигнутые руками человека и представляющие собой его тюрьму. Если животные — это именно волк с собакой, то начало исконно дикое, священный бестиарий, и начало одомашненное (читай — изуродованное, потому что исконная дикость уже столько раз получала палкой по морде, что с насилием в себе подавляется и вырывается в неожиданных всплесках агрессии).
Причем животные на аркане широко появились уже в XVII веке, а на Розенвальдском листе XV века изображен просто лик полной луны, ни тебе раков, ни тебе собак, ни тебе башен.
Тем не менее, Башня, венчающая наподобие короны голову, – это один из символов Кибелы. Да чего далеко ходить касательно Кибелы и ее некоторых особенностей (мы берем Кибелу здесь как некое божество, а значит, некую совокупность состояний, захватывающих человека), заглянем прямо в «Википедию»:
«От служителей Кибелы, исполнявших культ, требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления во имя Кибелы неофитов, предававших себя в руки этой богини.
Главные атрибуты Кибелы — золотая колесница, запряжённая львами, и корона в виде зубчатой башни. Окружение её составляли безумствующие корибанты и куреты, дикие пантеры и львы».
Вот мы и видим на аркане Луна эти башни. И действие аркана проявляется в замутнении разума, помешательстве, соединении с хаотическими силами природы, эксплуатирующими страх и стадность, и нанесение себе в этом состоянии увечий вплоть до несовместимых с жизнью. Оскопление здесь будем считать не буквально, а аллегорически, как потерю внутренней оси покоя, или божественного порядка, назовем это так. А раз она потеряна, значит, она в принципе есть. Как выше сказано, Луна сообщает нам, что в результате предыдущих трансформаций была обретена определенная ясность и устойчивость (очищенную, мы ее переживем на Солнце), проявился идеал и произошло разделение истинного и ложного, и это ложное выпало в осадок в виде провокации страхов, осознания следования ложным и запутывающим воззрениям, социальным мифам, что ведут в тупик, в виде эмоциональной реакции на откровенную ложь, коя реакция вдруг переживается как избыточная; мы как бы смотрим на нее со стороны и недоумеваем, почему мы впадаем в состояния, которые очевидно разрушительны, и теперь этот осадок требуется растворить и, поскольку свято место пусто не бывает, заменить милосердием и состраданием, т.е. взрастить бодхичитту, что основано на ясности видения, а не на страхе. В первую очередь к себе, а затем распространить ее на окружающих.
Берем даже Освальда Вирта, его «Таро магов» (на мой взгляд, он из всех французских и любых других оккультистов, выросших из французских, наиболее заслуживает внимания, но у него тоже надо отделять мух от котлет). «Фантазер с чересчур развитым воображением видит вещи в ложном свете. Очарованный Гекатой, он отворачивается от поэтического мерцания звезд, чтобы сосредоточить свое внимание на причудливой игре света и тени, порождаемой обманчивым лунным сиянием. В метафизике он измышляет ошибочные теории, основанные на иллюзорных противопоставлениях, оптическом обмане ума. Он превращает в объективные категории Добро и Зло, Бытие и Небытие, попадая таким образом в ловушку дуализма, которые делает невозможным сколько-нибудь здравое восприятие реальности. Введенный в заблуждение кажущимися контрастами, он воображает материю плотной, твердой, тяжелой и неуничтожимой, тогда как на самом деле она представляет собой мельчайшие завихрения неосязаемой эфирной субстанции. Все значительные ошибки человеческого ума происходят по вине воображения, которое не в силах удержаться от соблазна объективировать субъективное. Поскольку это свойство, женское по своей изначальной природе, пробуждается прежде разума, который соответствует мужскому началу, мы сначала даем волю воображению, а потом пытаемся рассуждать здраво. При этом часто случается так, что мы возводим свои логические построения на фундаменте неясных образов и сомнительных представлений, получая, естественно, отнюдь не блестящие результаты».
Это фантазия, которая хочет стать реальностью за счёт энергии человека, но она оторвана от жизни духа, от освобождающих измерений, и слишком плотная, утверждает, что есть только материя и больше ничего.
Что касается рака, то у Вирта также, на мой взгляд, наиболее убедительное объяснение его появления на этом аркане. «Вместо того, чтобы пренебрежительно отворачиваться от болота инстинктивной веры, мудрый старается проникнуть в ее тайну. Даже в самый солнечный день он не смог бы различить, что происходит в глубине мутного болота, но при свете Луны он угадывает в стоячей воде очертания огромного неподвижного рака. Это панцирное существо пожирает всё, чего коснулись порча и разложение. Рак поддерживает в болоте идеальный порядок, и потому оно не испускает зловонных газов. Было бы гибельной неосмотрительностью оставлять в этом болоте мертвые верования и убеждения, ибо они ведут к предосудительной практике. Беспощадный рак как раз и наводит порядок (ну не сам наводит, а мы сами выступаем таким раком по отношению к себе, по причине того, что никак иначе не пройти путем этого аркана). Он может только пятиться назад, а это говорит о том, что сфера его действия – прошлое, а не будущее, которого он избегает».
Можно, конечно, соотнести аркан Луны и знак Рака, и выцыганить еще символизм родоплеменной, как влияние родовых сценариев, тюрьма родовых сценариев, но это уже будет, скорее, надуманной историей. Хотя почему бы и нет.
«Луна на картине Аркана XVIII изображена в виде серебряного диска, на котором выделяются черты полного женского лица. От этого диска расходятся во все стороны длинные желтые лучи, между которыми видны короткие красные языки пламени. Таким образом, с духовной активностью (красный цвет) Луна связана лишь в очень малой степени, тогда как в сфере материального (желтый) она обладает огромной силой. Это означает, что воображение – а оно связано с Луной – способствует мечтанию и прорицанию, объективируя мыслеформы, но почти не помогает увидеть и понять глубинную сущность вещей (в лунном тумане есть объекты, которые мерещатся, и реальные объекты, но даже и они не те чем кажутся). Хотя Геката и великая обманщица, мы все же должны усвоить ее уроки, чтобы ее фантасмагории больше не вводили нас в заблуждение…. Мертвый спутник Земли поглощает ее эманации, не давая ничего взамен. Это ночное светило, и его холодное сияние всасывает в себя жизненную энергию, которую дарит нам Солнце; вот почему не рекомендуется спать в лучах лунного света».
Страх за какие-то внешние телесные атрибуты проявляется, когда нет выхода на трансцендентное или этот выход недостаточен, нет того гнозиса (знания, постижения), который бы превысил этот страх своей значимостью и его преодолел. В присутствии гнозиса не жалко терять. Но пока есть страх, нет гнозиса - вот так гордыня блокирует гнозис, да. Но сначала надо перестать бояться потерять и одновременно запросить то знание, которое преодолеет этот страх потери, объяснит благотворность состояния потери, почему потерять - хорошо. Обнаружили страх --> двинулись в направлении его преодоления через распознавание пустотности --> запросили гнозис, некий смысл. Знание уничтожает страх.
Ну и напоследок еще одно не совсем традиционное изображение аркана из Парижского таро XVI века: арфист поет под окном своей даме сердца в свете луны.
И тут я еще не затрагиваю вопрос психических заболеваний и расстройств, которые тоже часто соотносят с этим арканом. Это тоже требует отдельного рассмотрения и осмысления. Расстройства обычно не возникают на пустом месте - вот раз, и появилось. У них длинная предыстория. Здесь же я рассматриваю точечное воздействие аркана Луны в жизни Оператора. В данной картине мира предполагается, что человек уже является субъектом, который занят процессами внутренних преобразований, а следовательно, он более или менее далек от того, чтобы сдаться хаотическим тенденциям психики и уйти в мир иллюзий, оторвавшись от всего остального. Человек, следующий путем Гермеса-Тота, пребывает сразу в трех мирах, не игнорируя ни один, поэтому любой перекос означает потерю пути.
Посему, резюмируя, что это значит для нас оперативно в раскладе, что конкретно уточнять-то насчет того, что может обозначать аркан Луны в ситуации (если речь не идет про описание человека)?
- конкретно провокация животных страхов, связанных с воображаемой угрозой жизни, толкающих на неадекватные действия, хаос и суету;
- провокация мрачного мировоззрения, подталкивание к разрушительным действиям или состояниям исходя из ложной картины мира; вы соблазняетесь какими-то ложными представлениями о реальности, принимая яичницу за Божий дар, а мотивацией вашей служат ваши страхи и надежды избежать реализации плохого конца;
- что-то другое (разумеется, всегда есть что-то другое, что скрыто).
Да, естественно, мои трактовки исходят из моих воззрений, а я движусь в русле отзвуков герметического знания и пользуюсь колодой Марсельского таро в переложении Бен-Дова, поскольку там есть Белая карта. Поэтому не каждому мои трактовки могут оказаться близки и не на любой колоде работать.
А если статья была полезной, восстановить баланс и поддержать автора и появление публикаций можно по ссылке: https://yoomoney.ru/to/410011532778801.