Одна из бригад приступила к монтажу мельницы, вторая – к монтажу галереи. Наш следующий этап работ – возведение здания основного корпуса рудоподготовки. Здание высотой 25 метров, что примерно равно восьмиэтажному дому. Запроектировано оно из монолитного бетона с большим насыщением арматуры. Выполнено сооружение точно по проекту и в очень короткий срок. Все опалубочные работы выполняла бригада Терещенко П. И. Частично они же вели и укладку бетона. По мере возведения этажей здания монтировалось оборудование. До наступления холодов удалось полностью сдать здание под монтаж и приступить к работам по сооружению монолитных железобетонных подпорных стен насыпи и мостового перехода от конца насыпи до загрузочного бункера. Мостовой переход был рассчитан на грузоподъемность 100 тонн. Сложность возведения моста заключалась в том, что он сооружался в конце октября, то есть при минусовых температурах. Одновременно с небольшим опережением возводились подпорные стены насыпи.
Работы производились круглосуточно. К нам на помощь направили прораба Паринова В. Я. Бетон подпорных стен прогревался методом электропрогрева. Его умело организовал главный механик СМУ П. И. Цепаев, а выполнили наши кадровые электрики Лопухин Т. В., Дубровкин А. И. и их товарищи. Готова опалубка моста, приступили к монтажу арматуры. Выполняла монтаж бригада арматурщиков цеха завода ЖБИ под руководством главного инженера завода Пачина В. И. Перед нами стал вопрос, как организовать прогрев бетона моста. Мнения разделились. Некоторые товарищи были за электропрогрев, мы с Ворониным за паропрогрев, более дешевый и способный прогреть всю массу бетона одновременно. Видмонт засомневался. «Звони Джулаю, если он не откажет дать вам столько пару, действуй». Звоню Феликсу Павловичу, прошу приехать. Быстро приехал. Мы рассказали о сути нашей просьбы. Он вызвал начальника паросилового цеха. Начальник цеха подтвердил возможность выдачи пара. Тут же дали команду на закладку труб в будущее тело бетона. Трубы заложены и закольцованы. Пошел бетон. Мост был быстро забетонирован, подключен к трубам пар, греет хорошо. Мы все с облегчением вздохнули.
Грели бетон неделю. В период работы на объектах ЗИФ близко познакомился с директором рудника «Нижний Куранах» Феликсом Павловичем Джулаем. Он был душой всех преобразований на фабрике. Мы удивлялись его работоспособности. Днем на фабрике, у нас на объектах, среди ночи тоже. Он знал всех наших бригадиров по имени и по отчеству, часто с ними задушевно разговаривал. Наш коллектив отвечал ему искренним уважением. При встречах он обычно говорил: «Владимир Андреевич, не стесняйся, обращайся ко мне по любому вопросу и в любое время, делаем общее дело, и наша задача – сделать его быстрее и лучше». Так мы и поступали. Он никогда и ни в чем нам не отказывал. Местом своего пребывания мы облюбовали высокую ЗИФ и сделали ее своеобразным командным пунктом, там постоянно и хорошо работала связи и было тепло. Расположена она на равном расстоянии от гаража МАЗов и объектов рудоподготовки. Любил заходить туда и Ф. П. Джулай. Девчата-весовщицы часто угощали нас крепким чаем, а в ночное время это лучший напиток, отгоняющий сон. Однажды, за чашкой чая, мы вели совершенно отвлеченный разговор. В конце разговора Феликс Павлович признался: «Знаешь, Андреевич, до встречи с вашим коллективом я по-другому смотрел на строителей. Вижу, смотрел предвзято. Вашему порядку в бригадах можно позавидовать. Я никогда не слышу у вас в бригадах перебранки или чего-то похожего на нее. Бригадиры ваши – золото. Вы молодцы, что сумели создать такую атмосферу в коллективе, поэтому так успешно идут ваши дела».
Я поблагодарил его за оценку нашего коллектива. В период строительства цеха рудоподготовки нас посетил первый секретарь Якутского обкома КПСС Чиряев Г. И. Наша встреча произошла на стройплощадке гаража МАЗов. Г. И. Чиряева сопровождал главный инженер треста «Алданзолото» Воронов Я. Ф. Он и представил меня. Поздоровались, Гавриил Иосифович интересовался, сколько занято народу на объектах, на чем нас возят из Алдана, где обедают рабочие, какие претензии к тресту «Алданзолото», заказчику, какие просьбы лично к нему как секретарю обкома. НА все вопросы дал исчерпывающий ответ и попросил помочь нам по части перевозки людей. Очень часто Аданское АТП выделяло нам автобусы второго сорта. То двери не закрываются, то стекла выбиты. На дворе же была глубокая осень. Поэтому подобные недочеты терпеть было невозможно. Он обещал помочь. Действительно, АТП перестало в дальнейшем выделять неисправный транспорт.
На гараже МАЗов дела шли тоже успешно. Был подан в систему отопления пар, заканчивались отделочные работы. Здесь произошла у меня приятная встреча с Г. Войцелем. Мы не виделись несколько лет. Однажды на пороге нашей конторы в гараже МАЗов появляется Г. Войцель. Поздоровались. Разговорам и вопросам не было конца. У нас было много общих знакомых. В заключение Гена заявил, что приехал монтировать мостовой кран в ремонтном боксе гаража и сразу после этого уедет. «Как ты такую махину утащишь на крановые балки?» - спрашиваю его. «Что-нибудь придумаю». «Но ты хоть вкратце проинформируй, ведь за объект отвечаю я». «Ты веришь, Андреевич, в меня?» «Верю». «Спи спокойно, ночью я с ребятами затащу его». И действительно, в течение ночи лебедками монтажники замотали и поставили на рельсы кран весом в несколько тонн.
В конце ноября работы в цехе рудоподготовки были закончены, обкатано оборудование, все работало хорошо, по мосту прошел первый КрАЗ с рудой. Мой помощник В. Д. Воронин получил должность начальника участка № 1 и уехал в Алдан, разъехались бригады, со мной осталась бригада Терещенко П. И. и бригада штукатуров-маляров Н.-Куранахского СМУ. Но и они вскоре покинули объект. Сдали и гараж МАЗов. Руководство рудника устроило для нашего коллектива прощальный ужин. С речью перед нами выступил Ф. П. Джулай, поблагодарил за проделанную работу, вручил грамоты многим нашим товарищам, в том числе и автору. Храню ее бережно до сих пор вместе с грамотами Верховного командования, выданными в годы войны. На этом наша работа на объектах Н.-Куранахской ЗИФ закончилась. Через несколько лет снова пришлось выполнять здесь огромный объем работ, тогда же мы возвратились на объекты родного Алдана.
В чем причина наших успехов на объектах Н.-Куранахской ЗИФ в те далекие теперь годы? На наш взгляд, благодаря возросшему мастерству наших кадров от рабочего до главного инженера, сознательной дисциплине в коллективах бригад, правильному пониманию поставленной задачи всем коллективом СМУ. Дела наши шли успешно и потому, что на строительстве постоянно находился представитель проектного института, полномочный вносить изменения в проект по ходу работ. На что раньше уходили дни и недели, сейчас согласовывалось в считанные часы. И не только это.
Важным фактором в наших успехах было понимание заказчиком своей роли в делах строительства, активной помощи строителям. Заказчик рассматривал строительство цеха как свое кровное дело и принимал участие в стоительстве, выделяя мощную землеройную технику, которой не было у нас, автосамосвалы большой грузоподъемности, подавал в достаточном количестве пар и электроэнергию. Все вместе взятое положительно сказалось на нашем общем деле.
«Алданский рабочий» № 235 от 6 декабря 1983 г.
(Продолжение следует).