Пять причин, из-за которых авторы уходят с Дзена. И это не только монетизация...

4,8K прочитали
Волна гнева захлестнула авторов Дзена после того, как платформа сменила модель монетизации.

Волна гнева захлестнула авторов Дзена после того, как платформа сменила модель монетизации. Сложно не наткнуться в течение дня на пару-тройку заметок, где авторы рассказывают о падении доходов, снижении просмотров и так далее, заявляя о том, что уйдут с площадки. Некоторые от слов перешли к делу и покинули Дзен, оставив сиротами аудиторию своих многотысячных каналов.

Автор канала на Дзене, который минуту не говорил, что уходит с площадки
Автор канала на Дзене, который минуту не говорил, что уходит с площадки

Но почему на самом деле уходят авторы? Неужели только из-за того, что вместо 50 рублей теперь они получают 25? За практически год существования на данной платформе, причем существования активного, я выделил причины того, почему сейчас начался новый авторский Исход. Этих причин, как в песне Игоря Николаева, ровным счетом пять и давайте ниже я поделюсь своим мнением на этот счет.

Я никуда уходить не собираюсь и продолжу публиковать полезный и интересный контент по Linux. На канале в Дзене будут выходить видео, а вот текстовые материалы вы можете найти на сайте и в Телеграмм-сообществе. Пока сайт разрабатывается, можете подписаться в Телегу, так как там выходит уникальный контент, который не появится в Дзене.

1️⃣ Приоритет видео, как формата для контента

Старожилы Дзена (или тогда еще Яндекс Дзена) помнят, что площадка зарождалась как текстовая и изначально такого формата, как видео тут не было. Следуя новым тенденциям разработчики добавили в скором времени ролики и видео, но они находились где-то в сторонке до того момента, пока платформа не была куплена VK (которая, напомню, принадлежит Mail.Ru Group).

Старый интерфейс Яндекс Дзена. Обратите внимание на такой показатель, как карма
Старый интерфейс Яндекс Дзена. Обратите внимание на такой показатель, как карма

Жадные до последнего рубля майловцы вначале в VK внедрили видеоформат, испортив тем самым социальную сеть и превратив ее в неудавшийся плод сношения Тик-Тока и Youtube, а потом дотянулись своими ручонками и до Дзена. В итоге, последнее обновление мобильной версии приложения и главной страницы площадки привело к тому, что там ВЕЗДЕ видео. Данные обновления ударили по авторам текстовых каналов, так как теперь они объективно меньше представлены в ленте рекомендации (так как лента разделена и первым блоком идут видео), а следовательно их материалы видит меньшее число потенциальных читателей и подписчиков. И как же так удачно совпало, что новая модель монетизации определяет размер вознаграждения исходя из длительности просмотра материала. У кого же в таком случае будет эта самая длительность больше: у видео, которые разместили на главной странице или у текстовых заметок, которые нужно еще постараться найти?

Новый дизайн главной страницы Дзена
Новый дизайн главной страницы Дзена

Не стоит думать, что я каким-то образом принижаю результат труда тех коллег по Дзену, которые занимаются публикацией видеоматериалов. Это всего лишь попытка объяснить, что система представления контента в нынешней ситуации неравноценна и ставит авторов текстовых каналов перед выбором: либо менять формат, либо переставать производить контент и уходить с площадки.

2️⃣ Снижение качества контента при явном одобрении со стороны платформы

Эта причина напрямую вытекает из предыдущей. И несмотря на то, что я, как сказал ранее, не хочу принижать авторов видеоматериалов или как-то обесценивать их труд, все же стоит упомянуть о таком медиаформате, как ролики, которые очень стали популярны в Дзене. Ролик - это короткое видео, чаще всего без какой-либо смысловой нагрузки. Тупые шуточки, нелепые танцы на камеру, откровенная порнография: вот стандартные темы этих роликов.

Чтобы сделать такой ролик не нужно тратить много времени, что-то продумывать, прорабатывать. Включил камеру смартфона, покорчил рожу или того хлеще, потряс ягодицами и вуаля! Просмотры, реакции, подписчики. Простота создания контента привела к появлению целых ферм, на которых тысячами в сутки плодят подобный контент и выплескивают его в Дзен. Процесс производства роликов поставлен на поток, он уже превратилось в конвейер глупости.

В такой ситуации авторам, которые тратят огромное количество времени на создание материалов (и текстовых, и видео) не остается ничего иного, как либо продолжить тратить время не имея достаточной отдачи, либо снижать качество контента, чтобы попытаться сравняться с роликами, либо уйти с площадки.

3️⃣ Правила, нарушаемые, в первую очередь, самой платформой

Любое общественное явление должно контролироваться правилами, это несомненно. Такие правила есть у Дзена, но вот то, как они соблюдаются оставляет желать лучшего. В первую очередь, много вопросов непосредственно к платформе.

Раздел с требованиями Дзена
Раздел с требованиями Дзена

Все эти фермы, производящие ролики из второй причины, занимаются тем, что нарушают правила площадки, публикуя чаще всего низкосортный и откровенный контент. При этом никаких санкций владельцам этих ферм естественно не назначается, даже иначе: платформа разрешает публиковать такого рода контент, так как уверен, имеет значительную часть доходов от рекламы, которая через эти ролики прогоняется. Вполне может быть, что владельцы таких ферм контента напрямую отстегивают владельцам Дзен, чтобы алгоритмы и наказания обходили их каналы стороной. Далеко за примером ходить не нужно: ранее на канале я выкладывал статью, которая была посвящена откровенно порнографическому контенту, который попадается в ленте Дзена. После публикации материала он был заблокирован площадкой, так как содержал скриншоты ленты с девицами, которые оголяли все возможные части тела. Получается, разрешать этой порнографии появляться в ленте это не нарушение правил, а скриншоты этого непотребства - это нарушение.

Еще одним неудобным моментом для авторов являются, так называемые, волны блокировок. Это когда в течение недели вначале отдельные заметки, а потом и целые каналы отправлялись в блокировки из-за нарушения правил, выявленных алгоритмами. Хотя, на деле, никаких нарушений не было и везло той части авторов, которые спустя несколько дней нервотрепки отменяли наложенные санкции. Касались ли эти волны блокировок производителей роликов? Сильно сомневаюсь. В итоге авторам остается либо надеяться, что их волна блокировок не заденет, либо уходить с площадки, где настолько наплевательское отношение к правилам.

4️⃣ Полностью непрозрачная модель монетизации

Речь идет о всех итерациях монетизации, а не только о последней. Модель того, как распределяются доходы между платформой и авторами НИКОГДА не была прозрачной. Это всегда какие-то расчеты, формулы, деление общаков и прочее. Приведу пример того, как выглядит монетизация здорового человека.

Есть сервис Steam, где любой желающий может зарегистрироваться как разработчик и выложить игру. В личном кабинете разработчика имеется (условно говоря) три показателя: сколько человек купило игру, сколько получено с продаж, сколько получит разработчик. Очень простая математика:

число покупок * стоимость игры - 30% = доход разработчика

Подробная информация о продажах моей игры в Steam. Все цифры на виду и понятны любому разработчику.
Подробная информация о продажах моей игры в Steam. Все цифры на виду и понятны любому разработчику.

Встречаются отдельные авторы, которые пытаются в очередной итерации монетизации Дзена найти какую-то закономерность и рассчитать стоимость одного подписчика, лайка, минуты просмотра. Но все это превращается в гадание на кофейной гуще, так как выведенные формулы не работают в разрезе канала того, кто ее вывел и не будут работать на других каналах с аналогичными показателями. Мне кажется порой, что сами владельцы Дзена не понимают, каким образом рассчитывается их прибыль и прибыл авторов, что в результате порождает сказки про алгоритмы и расчеты.

В результате, у авторов отсутствует хоть какое-то понимание того, как формируется его доход, а следовательно нет никакой стабильности (хотя бы мизерной), которая позволяет спрогнозировать заработки и понять, какой подход к ведению канала лучше позволит заработать.

5️⃣ Новые модели монетизации

Судя по отзывам авторов, которые на Дзен очень давно, каждая новая модель монетизации никогда не приводила к тому, чтобы авторы получали больше. Это всегда снижение доходов и возникающая из этого необходимость выпускать больше материалов.

График доходов моего канала за все время. Обратите внимание на пунктирную линию - это дата начала работы новой модели монетизации.
График доходов моего канала за все время. Обратите внимание на пунктирную линию - это дата начала работы новой модели монетизации.

Но ведь мы знаем, что если пирог делится на двоих, а один получает кусок, который с каждым разом становится все меньше и меньше, то это наверняка потому, что второй забирает себе пирога все больше и больше. Но ввиду непрозрачной модели монетизации (см. пункт выше) авторы никогда не знали (и не будут знать) сколько конкретно зарабатывает платформа.

Стоит ли в такой ситуации авторам ждать очередного обновления монетизации, после которой заработок снизится настолько, что далее находиться на площадке уже не будет смысла? Может лучше уйти, пока не поздно?

Что же дальше?

Не очень люблю заниматься предсказаниями, но все же кажется, что в ближайшем будущем Дзен полностью перейдет на видеоформат, пытаясь превратиться все в тот же плод сношения Тик-Тока и Youtube. В ближайших обновлениях мобильной версии приложения вкладка ролики переедет на второе место, а вкладка с текстовыми статьями окажется либо самой последней, либо вообще исчезнет. Как Mail.Ru погубила VK, так она в погоне за прибылью добьет со временем Дзен.

Подведем итоги

Опять-же, рубить концы и полностью разрывать с Дзеном, на мой взгляд, не стоит. Если есть возможность адаптировать контент к видеоформату и при этом есть варианты перенести текстовые материалы куда-то еще, то это будет лучше, чем бросить все и уйти в туман.

Однако далеко не у всех авторов есть для этого время и возможности. И опять-таки, не монетизация держит здесь большую часть тех, кто производит контент. Снижение доходов стало лишь катализатором, который примешался к тем проблемам, о которых говорится выше. Причины, по которым авторы уходят, нужно рассматривать комплексно, а не просто потому что стали платить меньше.