Найти тему

Первые Бендер и Хоббит на советском экране - уникальные ленинградские телефильмы

В Ленинграде в 1960-е годы начали снимать удивительные телефильмы. Местные режиссеры имели куда большую творческую свободу и делали почти все то, что хотели.

Правда, кроме ленинградских телезрителей этого почти никто не видел, так как мощность передающего сигнала у местного телецентра была невысокой. Только ближе к 1980-м стало возможно ловить сигналы ленинградского ТВ в Москве в дециметровом диапазоне, но зачастую с большими потерями по качеству. Вообще, в СССР региональные телестудии имели куда больше свобод, чем "Останкино". К примеру, Владимир Высоцкий, являвшийся самым популярным неофициальным певцом в СССР, кассеты с записями песен которого расходились миллионными тиражами по стране, ни разу не имел ни одного эфира на центральном московском ТВ. За несколько месяцев до смерти этот эфир должен был состояться - в телепрограмме "Кинопанорама", посвященной сериалу "Место встречи изменить нельзя". Высоцкий приехал в студию, даже записал серию песен, но при его жизни это так и не было показано. А вот на разного рода региональных телестудиях актер и певец появлялся не раз - от Прибалтики до Чечено-Ингушетии.

Николай Боярский и Игорь Горбачев в фильме "12 стульев", 1966
Николай Боярский и Игорь Горбачев в фильме "12 стульев", 1966

Этой же свободой дышало и ленинградское телевидение. Здесь были свои "мастодонты", на счету которых многие десятки телефильмов и спектаклей. Они имели возможность выпускать их каждый год по нескольку штук, когда московские режиссеры могли десять лет сидеть без работы и голодать. К примеру, Александр Белинский, который сделал первую экранизацию "12 стульев" Ильфа и Петрова. Роль Бендера в ней исполнил Игорь Горбачев, а Кису Воробьянинова сыграл Николай Боярский (дядя главного мушкетера), который появится в "Золотом теленке" Швейцера в роли Адама Козлевича. Леонид Гайдай вдохновился этой постановкой, когда готовился делать свою экранизацию. Более того, ему так понравилась ленинградская актриса Гликерия Богданова-Чеснокова, сыгравшая роль Елены Станиславовны Боур, что он позвал ее на ту же самую роль в свой фильм. Так эта актриса сыграла одну роль в двух экранизациях "12 стульев" - случай уникальный.

Инна Слободская в фильме "Понедельник начинается в субботу", 1965
Инна Слободская в фильме "Понедельник начинается в субботу", 1965

Белинский вовсю наслаждался имеющейся у него творческой свободой. Кому еще в 1960-е могли в СССР позволить экранизировать братьев Стругацких? Даже "Чародеи" Константина Бромберга 1982 года ничего общего не имели с повестью "Понедельник начинается в субботу". А Александр Аркадьевич спокойно экранизировал ее аж в 1965 году. Полноценной экранизации, конечно, не получилось – технический уровень не позволял, но и то, что в итоге было снято, выглядит вполне достойно. За много лет до Никиты Михалкова Белинский снял своего "Обломова" в том же самом 1965 году. Заглавную роль исполнил совсем молодой тогда и никому не известный Олег Басилашвили, а его крошечный эпизод и кривляние в ленте Михалкова = это оммаж к экранизации Белинского. За 12 лет до Ролана Быкова выпустил свою версию гоголевского "Носа", позвав на главные роли Олега Борисова и Павла Луспекаева.

Павел Луспекаев и Игорь Горбачев в фильме "Мертвые души", 1968
Павел Луспекаев и Игорь Горбачев в фильме "Мертвые души", 1968

Именно Луспекаев является главным украшением "Мертвых душ" Александра Белинского, где роль Чичикова исполняет Игорь Горбачев. А Луспекаев играет помещика Ноздрева, да так великолепно, что затыкает за пояс самого Бориса Ливанова, который исполнил эту роль в легендарном спектакле Станиславского 1932 года и одноименном фильме Леонида Трауберга 1960. На пике популярности Хемингуэя в СССР, когда в каждой второй квартире висела его фотография, Белинский ставит "Прощай, оружие!" с Михаилом Волковым и Людмилой Чурсиной в главных ролях. Этот режиссер, возможно, и не создал за долгую жизнь шедевров, но он всегда подбирал для своих телефильмов или телеспектаклей отличных драматических артистов – хотя бы только поэтому их можно сегодня пересматривать.

Елена Попова и Андрей Толубеев в фильме "Криминальный талант", 1985
Елена Попова и Андрей Толубеев в фильме "Криминальный талант", 1985

Ленинградское телевидение часто выпускало первые экранизации произведений, которые впоследствии снимались для большого кино или центрального ТВ столичные киностудии. К примеру, в 1985 году здесь вышел "Криминальный талант" - первая экранизация одноименной повести Станислава Родионова, осуществленная Ириной Сорокиной. Роль следователя исполнил Андрей Толубеев, аферистку Рукояткину сыграла Елена Попова. Но большинству зрителей гораздо больше известен фильм Сергея Ашкенази 1988 года, в котором следователя сыграл Алексей Жарков, а Рукояткину - Александра Захарова. Известны и экранизации Толкиена, сделанные на ленинградском ТВ. Конечно, эти телеспектакли предназначались для детей и не могли похвастаться роскошными спецэффектами, как более поздние фильмы Питера Джексона. Но зато в них было что-то родное и милое. К примеру, в 1985 году Владимир Латышев поставил "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", где заглавную роль исполнил ленинградский актер Михаил Данилов.

Станислав Любшин и Олег Янковский в фильме "Щит и меч", 1968
Станислав Любшин и Олег Янковский в фильме "Щит и меч", 1968

Дефицит пленки на советском ТВ особенно остро ощущался в Ленинграде. Именно поэтому многие тогдашние телепостановки не сохранились - их после эфира и повтора смывали, чтобы записывать новые спектакли. Но известно, к примеру, что еще один "патриарх" ленинградского ТВ режиссер Лев Цуцульковский первым экранизировал "Щит и меч" (с ним чуть позже прогремит на весь СССР Владимир Басов), первым поставил и "Безымянную звезду" (фильм с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской снимет в 1978 Михаил Козаков). Сейчас даже невозможно выяснить, кто играл в этих первых постановках - они давно смыты. Разве что отыщутся старые газетные вырезки.

Михаил Данилов и Ольга Волкова в фильме "Мегрэ и человек на скамейке", 1981
Михаил Данилов и Ольга Волкова в фильме "Мегрэ и человек на скамейке", 1981

Но были и обратные примеры - новые экранизации фильмов, которые уже давно обрели всесоюзную известность, а то и славу. Так в 1981 году режиссер Юрий Маляцкий снимает телеспектакль "Мегрэ и человек на скамейке". Однако лет за 10 до этого телеспектакль с таким же названием снял Вячеслав Бровкин. У него Мегрэ сыграл Борис Тенин, у Маляцкого - все тот же Михаил Данилов. Зачем ленинградскому телевидению нужно было трогать один из трех уже экранизированных в СССР к тому времени романов Сименона, хотя "свободными" оставались десятки произведений о Мегрэ? Неужели думали, что снимут лучше? Увы, вышло гораздо хуже, ведь превзойти такого "зубра" как Бровкин (создатель "ЗнаТоКов) очень нелегко. И Данилов сравнения с Тениным не выдерживал.

Кадр из фильма "В добрый час!", 1973
Кадр из фильма "В добрый час!", 1973

В 1956 году на советских экранах успешно демонстрировался фильм Виктора Эйсымонта "В добрый час!", где главную роль исполнил Леонид Харитонов. Наивная по нынешним времена пьеса Виктора Розова тогда воспринималась вполне адекватно. Удивительно, но ленинградское телевидение решило сделать вторую экранизацию, и телеспектакль с одноименным названием снял в 1973 году Глеб Селянин, а сценарий к нему написал сам Розов. Тот материал. что 20 годами ранее смотрелся с большим интересом, в середине 1970-х уже выглядел полным анахронизмом, хотя создатели спектакля и постарались его осовременить. Просто представьте себя, что сейчас, в наши дни, снимается фильм "Солдат Иван Бровкин" на том же самом литературном материале.

Дмитрий Симкин в фильме "Женитьба Бальзаминова", 1989
Дмитрий Симкин в фильме "Женитьба Бальзаминова", 1989

А в 1989 году все тот же Александр Белинский осмелился выпустить... "Женитьбу Бальзаминова". И это после триумфального, культового, разобранного на цитаты и многократно показанного по советскому ТВ одноименного фильма Константина Воинова. Правда, Белинский поставил музыкально-балетную версию, но его Бальзаминов (танцор балета Дмитрий Симкин) внешне весьма походил на героя Георгия Вицина. Вплоть до стиля одежды и прически. Да и прочих своих героев Белинский одел не по моде XIX века, а по заветам костюмеров фильма Воинова. Предсказуемо, что большого успеха режиссер этой постановкой вновь не добился.

Олег Басилашвили и Алина Немченко в фильме "Обломов", 1965
Олег Басилашвили и Алина Немченко в фильме "Обломов", 1965

И все же ленинградское телевидение во времена СССР выпускало массу интересных телефильмов и спектаклей. В большинстве случаев, они уступали творениям ТО "Экран", но сегодня их можно смотреть с любопытством. Это и экранизации классики, и детективы, и мюзиклы, и детские фильмы, и фантастика. Многие все еще остаются неизвестными даже для искушенных в советском кино зрителей, и тем их просмотр будет интересней.