Найти тему
Записки ошалелой матери

Роль семьи в реабилитации аутизма

Роль семьи в реабилитации аутизма имеет огромное значение. Семья является первой и наиболее важной средой для развития ребенка, и ее влияние на успешность реабилитации нельзя переоценить.

Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Не говорю на нее "больная", а на других - "здоровые". В своих статьях ментально сохранных людей и детей называю термином "нормотипичный", чтоб было, заменяя этим слово "здоровый".
Папа не сбежал.

Вот как семья может сыграть ключевую роль в процессе реабилитации ребенка с аутизмом:

1. Продолжение домашних стратегий и терапий: Специалисты, работающие с ребенком, обычно разрабатывают индивидуальные планы терапии и обучения. Родители могут содействовать этому процессу, применяя на практике рекомендации и стратегии, которые специалисты предложили.

Да, первое, что говорят нам педагоги - дома нужно делать все то же, что и на занятиях. Продолжать общаться в том же ключе с ребёнком, если какие-то "фишки" выстрелили. Мало того, это нужно делать всем членам семьи, даже тем, кто не живёт рядом, например, бабушки и дедушки, что в принципе не так просто выполнить. Особенно, когда не все члены семьи принимают диагноз и проблемы ребёнка.

2. Содействие в повседневных навыках: Семья может активно участвовать в развитии практических навыков, таких как самообслуживание, коммуникация, обучение и социализация. Это включает в себя поддержку при выполнении домашних заданий, играх, тренировках и других активностях. И снова обращаемся к тому, что это по уму нужно делать ВСЕМ членам семьи, в том числе старшим/младшим детям, если это возможно. Что в принципе не так-то и возможно.

3. Создание поддерживающей среды: Семейная среда играет важную роль в адаптации ребенка. Создание безопасной, поддерживающей и структурированной обстановки в доме способствует улучшению адаптации и снижению стресса. И да, по уму это нужно сделать везде, где ребенок бывает чаще всего. Безопасная среда - все закрыто, что ребенок может взять и травмироваться, упасть и т.д., структурированная обстановка - все лежит на своих местах так, как привык ребенок (если есть такая проблема или ритуалы у ребёнка), поддерживающая обстановка - все лежит так, чтоб ребёнок мог воспользоваться так, как делает это дома, например.

Конечно, это очень сложно, особенно, когда семья большая и к кому-то вы ходите редко. Вот, например, из практики нашей семьи - дочь, когда была маленькая, то постоянно лезла в воду, а у наших родственников на даче была канава и бочки с водой. Пару раз мы её из канавы вытаскивали. А потом родственники поставили забор, чтоб в том числе и дочь не лезла в канаву. Или, например, если приходили мы в новое место в гости, то первым делом сами осматривали территорию или квартиру и просили убрать то, что дочь могла бы взять и повредить или то, чем куда она могла залезть.

4. Продвижение социальных навыков: Родители могут помогать развивать социальные навыки, включая взаимодействие с другими членами семьи, друзьями и окружающими. Игры, ролевые моделирования и другие активности могут способствовать улучшению коммуникации и социальных отношений. Конечно, невозможно да и не нужно навязывать общение другим членам семьи, которые не проживают с вами постоянно. Но все же, нужно помогать другим общаться с вашим ребёнком, объясняя нюансы и правила, если они есть. Да и самому ребёнку нужно показать и научить как же общаться с другими людьми. Я правда совершенно не умею это делать и никогда не обучала дочь именно по играм или соц историям. Да и дочь как-то не особо стремилась у меня общаться с другими членами семьи, тем более детьми.

5. Адаптация к изменениям: Семья может помочь ребенку адаптироваться к новым ситуациям и изменениям в его жизни. Это включает в себя подготовку к новым событиям, разъяснение ожиданий и обсуждение, как справляться с эмоциями. Только, ха-ха, это не всегда работает. Например, моей дочери нельзя заранее рассказывать что же будет завтра или куда мы пойдем. Если это какое-то волнующее событие (анализы, например), то это может привести к излишнему волнению. А, если это то, что она ждет, то тем более потому, что, если вдруг все сорвётся, то объяснить "почему нет" очень сложно. Поэтому подготовка непосредственно в день события.

6. Поддержка и общение: Родители играют роль важных поддерживающих фигур. Они могут слушать ребенка, выражать свою поддержку и помогать ему понимать свои эмоции. По уму это должны быть не только родители. Но как правило это только родители, так как бабушки и дедушки не так часто общаются с ребёнком и часто самим бабушка м и дедушкам нужно объяснить каким образом ребёнок выражает те или иные эмоции и как его понять. Что еще больше усложняет задачу нам, родителям.

7. Образование и саморазвитие: Родители могут учиться и обучаться, чтобы лучше понимать аутизм и развивать свои родительские навыки. Образование позволяет родителям более эффективно работать с ребенком и использовать наиболее эффективные методы. Ну об это мы уже с вами не раз говорили. И тут у меня свое мнение. Да, родители могут учиться и обучаться, чтоб лучше взаимодействовать с ребёнком, но это не значит, что родитель должен все бросать и идти учиться по профилю, чтоб именно заниматься реабилитацией и обучением своего ребёнка. Все мы знаем, что даже учитель не может учить своего ребёнка, но может легко обучить другого. Даже дефектолог с образованием не может заниматься со своим ребёнком по профилю дефектологии. И мне кажется даже лучше отдавать ребёнка на занятия другим людям, другим педагогам. Потому, что мама дана ребёнку для любви и заботы, организации быта, обучения.

Что я могу сказать, семья - это важно. Но, к сожалению, не всегда семьи полные. А еще, когда ребёнок еще мал и проблемы только проявляются, то в семье нет согласия - кто-то считает, что это заболевание, а кто-то считает, что это просто невоспитанный ребенок. А бабушки с девушками у нас всегда внуков жалеют и балуют. В общем, сложно организовать семью, особенно, если рядом не живут и не часто видятся.

Но я знаю, что бывают семьи, которые сплочаются и идут единым фронтом, даже на диету все вместе садятся. А еще бывают семьи, когда остается только мама и ребенок и тут уже даже не знаю помогут ли все эти советы.

И вот еще - а кому легче создавать среду и помогать ребёнку внедрится в общество - тем, у кого один ребёнок с аутизмом и больше нет детей или тем, у кого несколько детей, где один из них с аутизмом или иным заболеванием? С одной стороны под одного ребёнка проще подстроить семью и заниматься им. С другой стороны, если ребёнок не один, то ему есть на кого смотреть и к ему стремиться. Но тут другое - ребенок с аутизмом не всегда смотрит на других и им подражает и им еще интенсивнее нужно заниматься, не бросая заниматься и с другими детьми. Как все успеть? Как разорваться?