Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!
Продолжаю постепенно приближаться к рассказу о Музее народного деревянного зодчества "Витославлицы".
На этом месте тысячелетием ранее возникло поселение с мелодичным старорусским названием и на протяжении веков являлось слободой Пантелеймонова монастыря. Начало истории села Витославлицы здесь:
Сегодня на территории Музея можно увидеть фундамент древнейшей Пантелеймоновой церкви начала 13-го века постройки. Теперь, зная историю Витославлиц, вы не удивитесь этому экспонату.
Это весьма распространенная практика - музеефикация археологических архитектурных остатков. И одна из первых полных музеефикаций домонгольского фундамента не сохранившегося до наших дней древнерусского храма в России. Работы были завершены в прошлом 2022 году. А подлинные остатки, открытые в процессе археологических раскопок, я покажу вам дальше.
Дорогие друзья, мы сегодня имеем возможность путешествовать по старинным красивейшим городам нашей Родины: Ярославль, Кострома, Суздаль, Ростов, Муром, Коломна... Мы видим и любуемся многими монастырями Средней России, с их неповторимыми силуэтами, скоплением храмов, разнообразием башен, палат и колоколен, мы их знаем и любим, они - гордость нашей русской культуры. Но все они построены на несколько веков позже.
А вот первые, ранние монастыри, их предшественники, такие как Пантелеймонов монастырь, практически не изучены, о них сохранились лишь отрывочные летописные сведения. Иногда ещё имеются сообщения в монастырских актах, но часто это уже не подлинники, а копии, так называемые более поздние "списки". Изображения этих ранних обителей тоже до нас не дошли. Древнерусские монастыри 11-15 веков сохранились до нашего времени лишь отрывочно, фрагментарно, как, например, ставший «одиноким» собор Юрьева монастыря в Новгороде - на фото ниже.
Древний собор Мирожского монастыря во Пскове, так же одиноко существует в окружении более поздних соседних построек. О нём у меня будет отдельная статья, в том числе о реставрации и его уникальных настенных росписях.
Теперь восполнить эти пробелы в исторических знаниях помогут только археологические раскопки. В ходе их мы получаем сведения о ранних зданиях, погрeбeниях, в том числе статусных, в культурном слое 12-15 веков исследователи находят множество старинных, ценных для изучения предметов. Поэтому, рассказывая вам о Пантелеймоновом монастыре и церкви я могу показать только их остатки, по крупицам собранные и открытые моими коллегами - археологами.
В Пантелеймоновом монастыре и на территории бывшего села Витославлицы археологические работы проводились более 7 лет.
В 1207 году село стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. Вместе с монастырём на протяжении шести веков оно и жило, росло, развивалось. Это был мужской монастырь (известен с 12-го века) на южной окраине древнего Новгорода, он был расположен выше города, на невысоком холме посреди болотистой поймы реки Волхов, а также озера и ручья Мячино. Монастырь был связан с лежащим напротив него Людиным концом, юго-западным районом средневекового Новгорода, процветавшим в 12-м и 14-15 веках.
После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году у монастыря была отнята большая часть земель, после этого он продолжал существовать, хотя и не имел прежнего значения.
Серьезный удар по хозяйству монастырей и состоянию их зданий нанесла шведская оккупация начала XVII в., но жизнь здесь еще теплилась до 1764 г., когда монастыри были закрыты, а их церкви превращены в приходские.
В Пантелеймонове монастыре раскопками открыты основания монастырского собора 1207 г. Это был небольшой четырехстолпный одноглавый трехабсидный храм, стены и столбы которого был сложены из плитняка и плинфы на известково-цемяночном растворе.
Западная стена храма была утолщена для устройства в ее пространстве внутристенной лестницы. Перед западной стеной выдавался небольшой притвор.
После перестройки храма в 1370-е гг. он стал одноабсидным, столбы и стены нового здания были поставлены на стены старого храма.
С запада вместо старого притвора был построен новый, широкий притвор. Кроме того, в Пантелеймонове монастыре открыто несколько захоронений времени существования монастыря. К наиболее значительным из них следует отнести погребение в плинфяном саркофаге, устроенном в западном притворе.
Плинфяной сaркофаг по формату плинфы датируется началом 13-го века. По всей вероятности, в этом сaркофаге был погребен вкладчик храма, может быть, сам ктитор каменного храма 1207 года, Феодор Пинещинич.
Другое выдающее погребение было совершено в хорошо обработанном ладьевидном сaркофаге, оно тоже было устроено в притворе.
Возможно, это погребение заключало в себе останки ктиторов, осуществивших перестройку храма в 1370-е гг. В каменном гробу ладьевидной формы содержались останки двух индивидов, вероятнее всего – отца и сына.
Помимо погребений в саркофагах, наверняка принадлежащих выходцам из боярства, исследованы также грунтовые погребения, накрытые массивными каменными плитами, тщательно обработанными с лицевой стороны (чаще всего это вогнутые бороздки, так называемые «каннелюры»). Эти погребения относятся к XIV–XV вв., они, судя по всему, были достаточно дорогостоящими, так что их тоже можно предположительно отнести к погребениям знати или это были погребения монахов из знати.
Пантелеимоновский храм, возведенный в начале 13 века и простоявший на этом месте ровно 600 лет, в 1808 году прекратил своё существование. Он был разобран "за ветхостью" и началась совсем другая история Витославлиц. О ней и о создании Музея в советское время расскажу в следующей статье.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.