Найти тему

Немного про школу.

У вас бывало такое: все уроки проверены, тарелки перемыты, после теплого душа на автопилоте доползаете до кровати. Закрываете глаза со вздохом облегчения, и чувствуете, что над вами стоит любимое чадо:

– Мааам, а мне надо....

И, как правило, надо что-то в школу: поделку или стих на утренник выучить, или костюм на бал создать, или прорастить лук. Бывало? И скоро рассвет, а вы допиливаете ненавистный скворечник или обшиваете мишурой лыжную палку.

И грозная, уставшая я часто восклицала что-нибудь вроде: «А раньше ты чего не молчал?» А всхлипывающее дитятко гундосил: «забыыыыл». Знакомая картина?

Лишь недавно я поняла, что вина в этом не только ребенка. Почему он не запоминает эти задачи и не выдает их вместе с прочими домашними заданиями — да потому что это ему не нужно! Нет интереса. Уже в начальной школе дети четко понимают за какие свои действия они получают похвалу и оценки, а какие делаются на «добровольных началах». Участие в утренниках и школьных программах, как правило, «добровольные». Интересны ли они ребенку? Не всем и не всегда. Но участвует весь класс. Ибо должны, об этом «должны» я обязательно выскажусь, но в следующий раз.

На педологической психологии нам всегда говорили: интерес ученика — дело рук учителя. Просто рассказать информацию и ждать восхищенно горящих глаз в век интернета абсурдно, но именно так ведут себя многие педагоги (и такая реакция не только у «советских» учителей). Любой ребенок, который умеет выходить в Сеть, может вбить в поисковую строку примитивный вопрос по уроку и получить несколько ссылок на, в том числе, компетентные источники. А дальше в аудио, видео, реже текстовом формате получить всю информацию, которую дают на уроке в средней школе. Монополия педагога, как хранителя знаний закончилась. Хорошо это или плохо — не знаю. И вряд ли в ближайшие несколько лет кто-то будет достаточно компетентен, чтобы дать оценку того, как возможность пользоваться всеми накопленными в интернете знаниями скажется на человечестве в целом. Только прогнозы, и то, усредненные.

Но вернемся к забытому заданию. Любой адекватный человек стремиться к тому, чтобы упростить свою работу. Я считаю это вполне нормальным. Зачем тратить кучу времени на заполнение документа по новой, если можно создать шаблон и работать по нему подставляя значения. Логично же!

Но у ребенка таких шаблонов практически нет. Каждый день у него новая тема почти по каждому предмету, каждый день ему добавляют новых формул, новых условий, новых знаний. Образовательная программа средней школы несется как паровоз из вестернов, у которого оборвали тормоза. Он пыхает жаром, истошно вопит, но продолжает нестись с горы к обрыву. Таким я вижу тяжелые годы обучения в современной школе. Захочет ли ребенок продлить эти ощущения еще на два года? Если на него не давят родители, то вряд ли.

В классе моего ребенка на 10 класс решилась лишь четверть, из 15 человек. Разумеется, я понимаю, что старшая школа всегда презентуется

как ступень «не для всех». Но в тот год в нашей школе был катастрофический недобор в 10, вместо двух стандартных классов еле открыли один. Похожая ситуация наблюдалась во всех школах нашего города, и даже были попытки переманивания учеников из школы в школу!

А теперь вопрос: надо ли бдеть своего ребенка, проверять записал ли он все задания в дневник, все ли домашки сделал, не забыл ли сменку и прочее? Да — в начальной школе, 5 и 6 классе средней. Но начиная с 7 класса я приняла решение дать ребенку самостоятельности: забыл вторую обувь — ходи по школе в носках,а потом стирай их сам, в следующий раз не забудешь. Забыл сделать дополнительное задание — объясняй сам учителю почему. Иногда это было жестоко, были и слезы и злость. Но в моем случае это сработало. Ответственность и самостоятельность развивается на совершенных ошибках и, разумеется, поддержке близких. Поэтому не ругайте своих детей за забывчивость, ищите причины этой забывчивости! Вот и все, будьте здоровы и прислушивайтесь к своим детям.

Ставьте лайки, подписывайтесь. До следующего текста!