Найти тему
Тёмная Эстетика

Soulfly, обзор дискографии

Оглавление

Soulfly это американская грув(-трэш) метал группа которую по ошибке частенько называют бразильской. Всё началось с культовой бразильской группы Sepultura которая в принципе играет в более менее той же стилистике (не считая совсем ранних альбомов). Max Cavalera, тогда ещё фронтмен Sepultura, поставил на позицию менеджера группы свою жену. Вся остальная группа была ею дико недовольна и потребовала её уволить, что уже крайне не понравилось Максу. Весьма показательно, что в этом конфликте родной брат Макса, Игорь, встал на сторону группы. Всё это совпало со смертью одного из сыновей Макса, что использовалось как официальная причина ухода, но на самом деле всё дело было в жене Макса и она определённо до сих пор на них за это злиться. Макс, со всей своей семьёй, переезжает в США, где и основывает Soulfly в 1997 году, из местных музыкантов. Так что, как видно, не считая самого Макса, это чисто американская группа. Можно так же отметить, что инструменталистов Макс меняет нередко, так что постараюсь не заострять внимания на остальных участниках. И, если вдруг вы где слышали про то как Макс и Игорь вновь вместе стали играть, но это определённо не про Soulfly – тот проект образовался на десяток лет позже и называется Cavalera Conspiracy. Кстати, во всех своих проектах Макс играет на 4-струнной гитаре, что весьма необычно: гитаристы если и решаются менять стандартное количество струн, но как правило на увеличение, а этот наоборот – удалил одну.

Беря во внимание мир современной политики, нельзя не вспомнить про то как в 2014 году Макс на Московском концерте подержал возвращение Крыма в состав России заявив "f*ck politics, Crimea is Russia!", что, конечно же, не осталось незамеченным (включая пополнение списка артистов кому стало запрещено посещать Украину) и что ему вновь припомнили в 2022 году, по очевидной причине.

Помимо непосредственно метал-составляющей, у Soulfly можно выделить ещё две фишки. Первое это то, что на всех альбомах присутствует не мало гостевых музыкантов, на некоторых альбомах – прям очень много. Так же можно отметить, что они почти что всегда вокалисты. Второе это то, что на почти что всех альбомах метал-музыка немного разбавляется элементами более спокойной музыки которая не имеет отношения к рок музыке вообще. Иногда это всё тот же бразильский трайбализм в духе Sepultura, иногда – что-то совсем другое. Более того, практически всегда на альбомах Soulfly присутствует спокойный инструментальный трек с именем группы в названии. Таким образом как бы можно сказать, что музыка Soulfly это не только энергичный метал, но и нечто немного более, в качестве небольшого бонуса. Можно так же ещё отметить, что альбомы этой группы желательно слушать в расширенных версиях: очень часто в бонус треках содержится что-то ценное, ну или хотя бы просто интересное.

Soulfly (1998)

На мой взгляд, существует 3 альбома Roots: собственно говоря сам "Roots" 1996 года от сепултуры, следующий альбом сепы "Against" 1998 года и одноимённый группе дебютник Soulfly. Все они во многом очень похожи и являются разными вариациями одной и той же темы, только под разными соусами, так сказать. Дебютник Soulfly отличился тем, что здесь больше всего элементов бразильской этно-музыки, как и тем, что в отличии от сепы, Soulfly начинали скорее как ню-метал группа. Изначально, мне ни один из этой тройки релизов целиком не зашел, но с годами я несколько изменил отношение к этому альбому, в лучшую сторону. Он излишне сильно страдает от переизбытка бразильской тумба-юмбы и (как следствие) излишней затянутости, но всё же идея гипертрофированного трайбл-метал альбома на Soulfly реализована более удачно чем на Roots или Against. Среди задействованных гостей имеются несколько больших знаменитостей. В первую очередь это конечно же песня Bleed с Фред Дерстом и DJ Lethal из Limp Bizkit, сотрудничество с таким громким именем сделали Bleed одной из наиболее широко известных песен во всей дискографии Soulfly. Однако, нельзя так же не отметить Eye For An Eye с вокалистом и гитаристом из Fear Factory. Продолжая перечисление более широко известных гостей, можно ещё так же вспомнить про наличие трека First Commandment с вокалистом из Deftones. На альбоме так же имеются несколько каверов: на афро-бразильскую музыку от Jorge Ben Jor, а так же на пару треков легендарных британских хардкор-панков Discharge. А так, это пожалуй далеко не самый лучший альбом Soulfly, как и далеко не самая заметная вещь в истории ню-метала, но всё же заслуживает внимания. И вполне себе вызывает ощущение будто ты сидишь где-то в густых тёмных бразильских джунглях, в компании туземцев. Кстати, Макс вроде бы как не особо любит Фреда Дерста, из-за того что тот отказался прийти к ним на концерт и спеть этот самый трек, хотя сам "выступал в соседнем заведении".

Primitive (2000)

-2

Вопреки названию, далеко не самый примитивный даже в пределах дискографии этого проекта. Второй и последний ню-метал альбом. Похоже, что Макс учел все ошибки дебютника и мы получили намного более сильный материал, быть может даже среди числа наиболее удачных альбомов группы. Как и на предыдущем альбоме, здесь задействована целая армия гостевых музыкантов и, как и на предыдущем, здесь имеется трек который стал одним из самых знаменитых за всю карьеру Soulfly благодаря дико звёздному гостью: Jumpdafuckup с Кори Тейлором из Slipknot. Я бы даже сказал, что это с лёгкостью самая знаменитая песня Soulfly. С исторической точки зрения вокал Кори здесь весьма интересен: это 2000 год, так что чистый вокал в Slipknot был на минимуме (а баллад с чистым вообще ещё не было), Stone Sour тогда ещё даже и не существовали, так что здешний чистый в те годы должен был звучать крайне непривычно – ведь Кори тогда ещё был известен практически исключительно за свой экстрим вокал. Другой большой звездой является фронтмен Slayer в песне Terrorist, но похоже, что фанатов слесарей подобный фит не особо заинтересовал. Одной из наиболее ярких вещей является песня Pain с аж двумя гостевыми вокалистами: из Will Haven и Deftones. Имеется крайне нетипичная для Soulfly вещь – практически чистый хип-хоп трек In Memory Of... (скорее звучит как если бы Макс был гостем на альбоме каких-то там рэперов, а не наоборот). Так же, Primitive это единственный альбом группы с аж двумя инструментальными треками с именем группы в названии: Soulfly II и Soulfly (Universal Spirit Mix). Не могу так же не выделить Soulfire – чуть ли не единственный электронный трек в дискографии данного проекта, и весьма крутой. В целом, Primitive это относительно разнообразный альбом где в перемешку с более менее типичным качем от Макса намешано много всякого.

3 (2002)

-3

Поляризующий мнения альбом, как в плане его уровня годности, так и в плане жанровой принадлежности. С жанрами всё проще: Максу поднадоела нюшка, так что он возвращается в грув метал, подобно сепе. Можно сказать, что это переходной альбом, так что кто-то в нём видит грув, а кто-то считает будто это всё ещё ню-метал. Как по мне, то это уже определённо грув. Название альбома тоже не столь однозначно: обычно его обозначают как "3", но иногда встречается и ॐ, как символ на обложке – индуистский/буддистский символ "ом", Макс даже просил у некого монаха разрешение на использование этого символа для обложки альбома. Ну что же, не помогло. Некоторым нравится, но думаю многие со мной согласятся когда я скажу, что это весьма скучный альбом на котором мало за что можно зацепиться. На этом альбоме много каверов: на Sacred Reich, Chico Science & Nação Zumbi, Pailhead и Black Sabbath. А так, я бы советовал обходить этот альбом стороной, пока вы незнакомы с большей частью дискографии данного проекта.

Prophecy (2004)

-4

Если с предыдущим альбомом некоторые ещё сомневались в плане жанровой принадлежности, то здесь уже однозначно стало понятно всем: ню-метал остался в прошлом, теперь уже только грув/трэш! Количество гостей явно уменьшилось в сравнении с предыдущими альбомами, но сама традиция приглашать сторонних музыкантов никуда не исчезла. Prophecy был определённо воспринят лучше чем "3", но я бы сказал, что это тоже не из лучших пластинок, Макс всё ещё пытается нащупать твёрдую землю под ногами, чтобы успешно вернуться к стилистике в духе сепы. Заглавная вещь это определённо хит (по меркам дискографии Soulfly), но в целом альбом несколько страдает от сухости и "кач ради кача" привкуса, а так же от того что первая половина релиза безгранично круче второй. Другими словами, альбом хорош только наполовину. И если к другим менее удачным трекам можно относиться вполне терпимо, то продолжительный трек Moses это с лёгкостью самый худший около-регги трек который я когда либо слышал вообще, просто "туши свет, кидай гранату". Но зато на этот раз только один кавер, на Helmet. Так что слушать стоит, но вот излишне завышать ожидания – нет. Я бы так же добавил, что причина почему альбом получился несколько хуже чем он мог бы быть это из-за религиозных метаний Макса. А так, начиная с этого альбома можно заметить частичную смену аудитории среди фанатов: утяжеление музыки отторгнуто некоторых фанатов ранних альбомов, но зато притянуло новых.

Dark Ages (2005)

-5

Вот она, по-настоящему великая работа Макса. С лёгкостью лучший альбом Soulfly, раньше я так даже считал Dark Ages лучшей работой в карьере Макса в принципе (...но нет, вершиной всё же является "Chaos A.D." от сепы). На работу над альбомом, как и на само название, нашли отражение две смерти: умер внук Макса которому ещё даже года не было, а так же был убит гитарист Pantera с которым Макс был в друзьях. И, как это нередко бывает, сильные негативные эмоции и потрясения идут на пользу композиторам тяжелой музыки. Альбомы Макса вне сепы всегда отличал нехваток фирменного мрачного звучания сепы (практически наверняка это поскольку за него в ответе Андреас, а вовсе не Макс), но конкретно на этой пластике Максу частично удалось воссоздать тот самый мрачный дух Sepultura. Да и стилистически оно тоже больше похоже на усреднённое звучание сепы чем любой другой альбом Soulfly. Гости на этот раз абсолютно все они крайне удачно вписались, всё в тему. Русскоязычному слушателю определённо будет интересна песня Molotov с некими российскими панками (Павел "Паштет" Филлипенко и американец Billy Milano, если быть точнее). Причем, что интересно, гостевые партии Billy Milano были записаны во время телефонного звонка прямиком в трубку. Где-то в других треках можно так же услышать двух других русских музыкантов, играющих на балалайках (а так же массу других гостей на всяких там народных инструментах и электронике). Сербский певец Nemanja "Coyote" Kojić в Innerspirit это пожалуй лучший чистый вокал за всю дискографию данного проекта. Нельзя так не отметить удачное исполнение одного из сыновей Макса, Richie Cavalera, в Staystrong (кстати, это уже его второе гостевое исполнение в роли вокалиста: ранее он засветился в песне Tree Of Pain на альбоме "3"). Песня Carved Inside была одним из синглов, и помню я её слышал ещё в год выхода альбома. Второй сингл Frontlines дополнительно интересен с той точки зрения, что в том же году Макс принял участие в проекте Roadrunner United и там была предоставлена песня Independent (Voice Of The Voiceless) которая во многом была сильна похожа на здешнюю Frontlines. И кстати, оба сингла – из тех треков которые стилистически куда ближе к трэш металу. Вообщем, это не просто отличный альбом, это шедевр, обязателен к ознакомлению всем фанатам Макса, сепултуры и грув метала. Хотя должен добавить, что некоторых наверняка может оттолкнуть особо длинное, спокойное инструментальное аутро: 11-минутный Soulfly V и половина от предыдущего 8-минутного Staystrong. Быть может в некотором смысле оно действительно немного балласт, но думаю, что оно предполагается как успокаивающая концовка после весьма мрачного и бушующего альбома. Интересно, что альбом записывался аж в пяти разных странах: Сербии, Турции, России, Франции и США.

Conquer (2008)

-6

Возможно некоторых удивит, но Макс никогда не любил писать лирику к своим песням. И если раньше оно как-то не особо было заметно, то начиная с этого альбома оно уже как-то начинает проявлять себя. Однако тексты текстами, а чисто музыкально альбом очень сильный. По изначальной задумке Conquer должен был стать самым экстремальным альбомом Soulfly, но в итоге он стал самым композиционно сложным и навороченным. Так что я бы сказал, что Conquer это единственный альбом Soulfly где может присутствовать ощущение музыкального нагромождения. Единственным прямолинейным треком является открывашка Blood Fire War Hate и, к моему огромнейшему удивлению, на ней оказывается присутствует David Vincent – оригинальный фронтмен легендарнейшей дэт метал группы Morbid Angel. В жизни бы не догадался, он здесь звучит практически неотличимо от Макса. Фаворитом многих (включая меня) является трек Unleash, на котором присутствует вокалист из хардкор/металкор группы Throwdown (в прочем, его вокал здесь тоже неотличим от Макса). Touching The Void якобы навеяна Black Sabbath, но как по мне, то у этой песни (так же) чувствуется сильное влияние индастриал метала. Тем более, что к For Those About To Rot и Touching The Void приложил руку французский электронщик Fedayi Pacha. К тому же, я уверен, что на Touching The Void присутствует некий гостевой вокалист который по какой-то причине официально не указан – несколько обрывистых фраз экстрим вокалом явно ну никак не могут быть в исполнении Макса. На альбоме так же присутствует 2 кавера, оба они получились несколько необычными. Оригинал песни от Bad Brains не слышал, но то, что большую часть трека хардкор-панков занимает регги музло однозначно указывает на то, что Макс много чего добавил своего. Оригинал другой песни я знаю очень хорошо: это один из самых известных треков Marilyn Manson. Получилось сильно иначе чем оригинал, Макс превратил чисто индастриал метальную композицию в чуть ли не трэш метал трек: вроде бы абсолютно та же самая песня, но звучит радикально более… традиционно. Можно конечно сказать, что видно, что изначально это было нечто совсем иное, даже если не знать оригинал, но в то же самое время жанровая адаптация произошла успешно. Подводя итог, я бы сказал, что Conquer это отличный альбом, с лёгкостью лучший после Dark Ages и один из самых лучших в карьере Макса в принципе. Здешняя Soulfly VI – моя любимая часть Soulfly инструменталок, кстати.

Omen (2010)

-7

Хотя я считаю, что 2005-2012 был лучшим периодом группы, конкретно этот альбом не был из числа удачных. И вроде бы нельзя про него сказать что-то в чем он был бы прям плох, просто оно несколько провисает в целом. Omen наверное даже можно назвать наиболее мелодичной работой в каталоге Soulfly, а уж на тот момент он точно был их наиболее близким к трэшу релизом. На альбоме присутствуют несколько относительно известных гостей: в треке Rise Of The Fallen засветился фронтмен The Dillinger Escape Plan (группа которая считаются основателями маткора), а в треке Lethal Injection – фронтмен Prong (что сделало её худшей песней альбома, имхо), одной из грув метал групп 90-ых. На альбоме так же присутствуют 3 кавера: на Led Zeppelin, на Excel и, что более интересно, на Sepultura. Думаю, для всех должно быть очевидно, что оригинал сепы однозначно круче, но в целом это годный кавер на бывшую группу Макса. А так, как по мне, то альбом в целом немного излишне простенький для Soulfly. Omen в чем-то похож на период 2002-4 годов, но Prophecy всё же был сам по себе более цепкий и насыщенный. Однако, это не отменяет того, что здесь есть (как минимум) несколько хороших треков ради которых альбом стоит ознакомления.

Enslaved (2012)

-8

Наиболее экстремальный альбом в карьере Макса, а так же последний хороший альбом Макса. Enslaved это впервую очередь для тех фанатов которые так же интересуются дэт металом, ибо так близко к дэт металу Макс ещё не был никогда. Это конечно не прям дезня – около-грувистое музло Макса никуда не делось, но тем не менее. Выбор гостевых вокалистов тоже явно указывает на шаг в сторону дэт метала: если обычно Макс приглашает тех кто поёт чистым и/или стандартным харшем/ором, то в этот раз это исключительно экстрим вокал. В первую очередь стоит выделить World Scum с Travis Ryan – вокалист ныне сильно популярной дэтграйнд группы Cattle Decapitation. В песне Redemption Of Man By God засветился фронтмен DevilDriver. Ещё одна песня с очевидным гостевым экстрим вокалом это Revengeance и, на удивление, здесь за это в ответе сыновья братьев Кавалера: сын Макса Richie Cavalera и Igor Cavalera младший (сын Игоря, брата Макса). Ну и сам Макс временами тоже старается звучать утробнее и скримовее чем обычно. В Plata O Plomo нет гостевого вокалиста, однако эту роль на себя взял тогдашний басист проекта Tony Campos (вы вряд ли знаете кто это, но тем не менее у него длинный список знаменитых групп: Static-X, Fear Factory, Brujeria, Ministry, Possessed и Prong). Трудно не отметить необычно малую долю не-метал музыки (для данного проекта): оно заметно даже по гостям – единственным подобным персонажем является скрипач Tim Sadow в инструменталке Soulfly VIII. А так, как по мне, то это с лёгкостью один из самых сильных альбомов Soulfly. Некоторые жалуются мол это не то чего мы хотели от Макса: когда люди говорят, что ждут от него тяжняка они скорее всего ожидают чего-то типа ранних альбомов сэпы, а не заходов на территорию современного дэт метала (может даже совсем слегка блэк метально), но как по мне, то это только указывает на то, что далеко не все фанаты слушают достаточно тяжелую музыку чтобы оценить Enslaved по достоинству. К тому же, время показало, что Enslaved это лебединая песня Макса. Ну и не смотря на большую тяжеловесность Enslaved это вовсе не тупо мясо ради мяса: пластинка не лишена определённой атмосферы и собственного специфического настроения.

Savages (2013)

-9

Как говорится, начало конца. Хотя, справедливости ради, тут ещё далеко не всё так уж и плохо. Просто совпадение или нет, но дело резко пошли вниз когда поменялись две вещи. Первое это смена лейбла: вместо Roadrunner Records теперь Nuclear Blast. Второе это то, что Макс посадил за ударную установку одного из своих сыновей, Zyon Cavalera, на постоянной основе. И, говоря об ударных: я не могу сказать, что он плохо играет – нет, но его выбор... приоритетов и стилистики несколько сомнителен – Savages это очень тарелочный альбом. Не в том плане, что барабаны звучат как будто кто-то лупит по тарелкам, а в то, что Zyon делает очень уж большую ставку на тарелки, причем в весьма монотонной манере. Это особенно невыгодно смотрится на фоне того, что всего лишь год назад вышел альбом Enslaved, где с лёгкостью был наиболее впечатляющий драмминг за всю дискографию. К сожалению, риффинг страдает от похожей проблемы – слишком однообразно. Возможно эти среднячковые риффы могли бы вполне прокатить, но однотипные повторения одного и того же риффа, при такой же однотипной ударке и продолжительностью почти что всех треков в 5-8 минут – неизбежно тянет альбом вниз. В итоге, на альбоме есть удачные вещи (например, Bloodshed с сыном Игоря тут определённо тащит), но как единое целое оно не тянет. Мне даже кажется, что Макс наверное пытался вернуться к звучанию "Chaos A.D." от сепы, но в процессе что-то пошло сильно не так.

Archangel (2015)

-10

А вот тут всё крайне плохо. Про предыдущие альбомы можно говорить разное, но в конечном итоге всё сводится ко вкусу и личным предпочтениям, ни один из них не был прям уж объективно в чем-то плох. Но вот это – это уже совсем другое дело, это просто полнейший позор. Откровенно говоря, Archangel мне запомнился как один из самых худших альбомов которые я когда либо слушал, по крайней мере от знаменитых музыкантов – уж точно. В конце коцнов, о чем можно говорить если единственное что не является полнейшим гуано это кавер на Napalm Death который длится всего пару секунд? Настолько всё плохо. Но что ещё хуже – оно имеет мало чего общего с тем чего ожидаешь от Soulfly. Вообщем, такого позора не пожелаешь никакому профессиональному музыканту, но некоторые всё же падают намного ниже чем другие. Отвратительно.

Ritual (2018)

-11

Тут всё далеко не настолько плохо, но есть больше 'но': это просто бездушное грохотание железа и оно ещё меньше похоже на Soulfly. Если бы какие новички выпустили это как дебют, то наверное оно бы оценивалось слегка иначе, но для уровня легенды тяжелой музыки это просто не о чем.

Totem (2022)

-12

Всё ещё плохо, но тут Макс хотя бы вспомнил, что предыдущие 2 альбома были слишком уж далеки от духа Soulfly и попытался к нему вернуться... Правда, в итоге вышел альбом который как две капли воды похож на последний альбом "Psychosis" от Cavalera Conspiracy. Вообщем, последние 3 альбома однозначно строго рекомендую обходить стороной, это мусорная яма. А вот на что действительно стоит обратить внимание, так это на современную Sepultura – они на поздних альбомах прям в ударе и оставляют любой современный проект Макса далеко ниже плинтуса, по всем параметрам.