Найти тему
Всем балет!

Балет «Дочь фараона»: есть ли будущее у прошлого? Проблемы постановки

Оглавление

Если в 1862 году спектакль поражал масштабами и роскошью, то к началу XX века от первого балета Мариуса Петипа искушенный зритель устал. В это время на сцене стали появляться новаторские постановки, да и более поздние работы самого Петипа обошли его первый балет. Но спектакль продолжал жить и был любимым у артистов, которые часто выбирали его для своих бенефисов.

Главная премьера минувшего театрального сезона – реконструкция балета Мариуса Петипа «Дочь фараона» в Мариинском театре, которую осуществил итальянский балетмейстер Тони Канделоро. В последние выходные марта соцсети балетоманов пестрили фрагментами спектакля, привлекая новых зрителей.

Премьерный блок «Дочери фараона» поделили между собой два балетных поколения: Виктория Терёшкина – Екатерина Кондаурова; Мария Хорева – Мария Ильюшкина. В следующих блоках зрители могли увидеть в партии Аспиччии Оксану Скорик, Олесю Новикову и Александру Хитееву. Балет «Дочь фараона» появился в репертуаре в апреле и в конце мая, на открытии фестиваля «Звезды белых ночей».

Кому и когда надоел

В начале XX века балет «Дочь фараона» стал теряться среди новых спектаклей. В прессе аккуратно намекали, что балет теперь не впечатляет, танцы не мешало бы сократить, а музыка Пуни выглядит бледной и неубедительной. В это время стали появляться более совершенные по части художественной мысли спектакли в том числе и самого Петипа.

«Не следует забывать, однако, что этот балет был им [Петипа] поставлен 37 лет тому назад, когда у талантливого балетмейстера не было ни многолетней опытности, ни помощников, ни возможности имитировать творчество других балетмейстеров», – писал обозреватель газеты «Театр и искусство» в 1898 году. Здесь же был озвучен неутешительный вывод, что достоинства спектакля не имеют такого яркого впечатления, какое они производили прежде. И это самое безобидное, что прозвучало в адрес многострадального балета. Дальше обстановка вокруг «Дочери фараона» только накалялась.

Реконструкция 2023 года. Мариинский театр.
Реконструкция 2023 года. Мариинский театр.

Спектакль несколько раз сходил со сцены и вновь возвращался. К этому времени Михаил Фокин уже поставил свои «Египетские ночи», поэтому представление о танцах в Египте несколько изменилось. Более того, некоторые балерины даже несли стиль Фокина в спектакль Петипа, что было не совсем уместно. Об очередном возобновлении «Дочери фараона» в 1913 году в газете «Биржевые ведомости» писал Аким Волынский: «Н. Г. Сергеев восстановляет балеты Петипа при помощи записей и по воспоминаниям отдельных артистов, сольных и кордебалетных, а также и простившихся уже со сценою танцовщиц, как Вазем, Соколова, Горшенкова, Иогансон…» В этой же статье Волынский сообщил, что «Дочь фараона» идет при пониженном интересе публики, не вызывая восторгов в зрительном зале.

Прошло еще несколько лет, а балет «Дочь фараона» продолжал закреплять за собой статус безнадёжно устаревшего спектакля. «…”Дочь фараона” представляет большой интерес как памятник той эпохи в истории эволюции балета, откуда мы теперь подходим к новым, широким горизонтам, открытым нам М. М. Фокиным», – заключил рецензент в газете «Обозрение театров» (1915).

Далее критики не стеснялись в выражениях, называя спектакль обветшалым и скучным. Автор одной из статей писал: «В репертуаре классического балета нет более скучного и нудного спектакля, чем “Дочь фараона”. Этот балет совершенно не имеет какой-либо художественной ценности». В конце концов «Дочь фараона» сошла со сцены Мариинского театра и вернулась в родные стены лишь в 2023 году, в век информации и технологий. И наше время подарило спектаклю вторую, более насыщенную жизнь и невероятные возможности: Петипа едва ли мог представить свой первый балет таким.

Возвращение феерии

Интерес к премьере реконструкции балета «Дочь фараона» не слишком активно, но подогревался театром. Это были видеофрагменты репетиций, подкаст, также видео с расшифровкой пантомимы, что было особенно занимательно. В феврале была налажена регулярная публикация постов на тему грядущей премьеры в телеграм-канале Марии Хоревой. Вышли важные интервью Юрия Фатеева и Тони Канделоро, где обсуждался главный вопрос о подлинности хореографии и особенностях ее восстановления. Это была важная разъяснительная работа, которая подготовила зрителя к восприятию старинного балета. И значительно завысила ожидания.

Реконструкция 2023 года. Мариинский театр
Реконструкция 2023 года. Мариинский театр

Как писал Юрий Бродерсен в 1922 году, балет «Дочь фараона» – яркий образец балетного искусства 60-х с его «громоздкостью, растянутостью, пестротой и мишурным блеском». Эти признаки сохранились и в нашем восстановленном спектакле: роскошная сценография поражает воображение даже современного избалованного зрителя. Сотни великолепных костюмов, париков, головных уборов, реквизиты… Настоящий праздник для глаз! Кажется, балет «Дочь фараона» наконец нашёл свою эпоху, когда благодаря технологиям самые смелые идеи художника можно осуществить в лучшем виде, чтобы спектакль в прямом смысле никогда не поблек.

-4

С таким великолепным оформлением есть риск напрочь забыть о хореографии, какая восстановлена, какая поставлена заново, сколько осталось от Петипа... (эти вопросы, похоже, навсегда останутся без ответа). Всё сливается в единую картину художественного произведения, где правят гармония, танец и красота. Невольно представляешь на сцене Кшесинскую и Павлову, когда-то блиставших в партии Аспиччии.

Успех «Дочери фараона» обусловлен еще и тем, что у широкой публики есть запрос на классический балет в пачках и пуантах. Особенно среди тех зрителей, которым не нравятся минималистичные декорации и современная хореография. Безусловно, есть зрители, которым классический танец перестал быть интересен. Но так уж сложилось, что именно спектакль родом из XIX века ассоциируется с классическим хореографическим искусством, которым невозможно пресытиться.

Реконструкция 2023 года. Мариинский театр
Реконструкция 2023 года. Мариинский театр

Памятник эпохи

Если сто лет назад балет писали, что «Дочь фараона» выглядит громоздким и растянутым, что говорить о сегодняшнем дне, когда темп жизни ускорился в разы? Но сегодня нашлось немало зрителей, готовых выкроить четыре часа на неторопливое созерцание искусства. Примерно такое, каким оно могло быть в середине XIX века, когда люди не были обременены таким количеством информации.

И казалось бы, ничего не изменилось: та же однообразная музыка Пуни, тот же незатейливый сюжет, те же женские вариации, развернутые мизансцены... Все замечания столетней давности справедливы и сегодня. Но теперь первый балет Петипа помещён в другие обстоятельства, и его ждет другая судьба.

Дирижер Арсений Шупляков, Мария Хорева, Филипп Стёпин. Реконструкция балета «Дочь фараона». Мариинский театр 2023
Дирижер Арсений Шупляков, Мария Хорева, Филипп Стёпин. Реконструкция балета «Дочь фараона». Мариинский театр 2023

Спектакль «Дочь фараона» был первой страницей эпохи Мариуса Петипа – той самой, которая позже сделала русский балет первым в мире. Возобновление балета воспринимается как дань памяти, как благодарность великому балетмейстеру за все последующие спектакли. Есть ощущение, что нынешней «Дочери фараона» многое прощается, как воспоминанию из детства, в данном случае, «детства» классического балета. Этот спектакль невозможно воспринимать вне исторического контекста: в этом его особенность, в этом же его недостаток. Время расставит всё по своим местам, а пока есть уникальная возможность прикоснуться к ожившей истории вместе с любимыми артистами...