Найти в Дзене

Потерянные во времени. Глава 4. Волшебник

На следующим день Михаил отправился в институт, не забыв при этом надеть часы. Поначалу ему казалось, что вчерашние события с часами ему приснились. Но уже совсем скоро он убедился в обратном.

В институте все было по-прежнему. Все та же атмосфера и те же знакомые лица. А вот и Николай.

- Приветствую тебя товарищ! Чувствуешь себя уже старше?

- Конечно! Ровно на год.

- Я смотрю твоя кисть уже прошла.

- Да, мне намного лучше

- Значит, ты готов уничтожить тест?

- Ты даже не представляешь, насколько я готов.

Друзья зашли в компьютерный класс с кольцевой топологией связи, при которой компьютеры располагаются по кругу, а подключены они все к компьютеру-адаптеру. При таком подключении исключена возможность одного пользователя обесточить несколько соседних компьютеров. Что происходило иногда в некоторых школах.

За пару в полтора часа студенты должны были успеть сделать тест, а также лабораторную работу, содержащую несколько задач на программирование на языке ассемблера и показать ее преподавателю.

- Ну что, Миша. На сколько баллов написал?

- Шесть с половиной из десяти.

- Ну… у меня один раз вышло пять целых и семь десятых. Так что сильно не расстраивайся из-за этого.

- А я и не собираюсь расстраиваться. Сейчас все исправлю.

- Каким образом?

- Скоро увидишь.

Михаил перевел стрелки часов на десять минут назад. И нажал на кнопку.

- Значит, ты готов уничтожить тест? – Снова произнес эту фразу Николай, не подозревающий, что перед ним стоит уже Михаил, пришедший из будущего.

- Чего? – Михаил несколько растерялся.

- Ну тест. Мы же сейчас его напишем.

- Ах да, точно. Мне кажется, что я готов.

- Отлично, идем.

Миша уверенно сел за компьютер, открыл тест и начал очень быстро его решать.

- Как ты это сделал? Прошло всего лишь четыре минуты.

- Все оказалось проще, чем я думал.

- И каков результат?

- Восемь целых и две десятых

- Ох, ну ты и машина, конечно.

- Но я хочу еще лучше.

Миша перемотал время уже на пятнадцать минут, чтобы успеть найти сложные вопросы.

- Наверное, не стоит решать все так столь быстро – подумал Михаил и вновь поздоровался с Николаем.

Теперь Миша решал тест дольше и даже сделал специально одну ошибку.

- Ну что, как написал?

- Девять целых и шесть десятых

- Не может быть! Покажи-ка. Ох, что я только что увидел!

- Это было весьма просто. – На лице Михаила показалась самодовольная властная улыбка.

- Даже со списыванием невозможно так хорошо написать. Расскажи в чем секрет? Это магия твоего двадцатилетия?

- Я просто вчера хорошо провел время и отдохнул. Ничего особенного.

- Я тебе не верю! Реши тогда и мне тест.

- Без проблем.

Спустя несколько попыток тест решить удалось:

- Как ты это сделал? Девять с половиной баллов. У меня ни разу таких результатов не было.

- А может быть, я волшебник?

- Изумрудного города?

- Конечно. А ты что подумал?

- Мальчики, не мешайте другим студентам писать тест.

На этой прекрасной ноте Миша начал делать лабораторную. Ему удалось решить все задачи самостоятельно, но сдать их он не успел. Поэтому снова воспользовался перемоткой, все сдал, помог другу и с победоносным видом ушел в столовую. А Николай отправился на поиски Екатерины.

Друзья встретились уже на лекции по теории кодирования. Лектор рассказывал студентам о кодах Рида-Соломона. В это время Миша сидел за ноутбуком и пытался найти способ расшифровать сообщение в картинке, которое оставил ему в качестве первого задания дедушка. У него ничего не получалось.

- Слушай, а что ты делаешь? – Удивленно спросил Николай.

- Да вот… пытаюсь по изображению получить сообщение, хранящееся в нем.

- Ты что уже начал делать второе индивидуальное задание?

- Нет. Стоп. Какое индивидуальное задание?

- Ты что лекцию не слушаешь?

- Ну прослушал немного. Можешь рассказать поподробнее?

- Кирилл Владимирович примерно десять минут назад сказал, что нам нужно будет выполнить индивидуальное задание, в котором требуется зашифровать сообщение в картинку с помощью кода Хэмминга или кодов Рида-Соломона.

- Соломона? Ну, конечно. На моих часах была эта надпись не случайно. Николай, ты гений!

- Что? Это же просто сказали на лекции. Причем тут я?

- Спасибо за совет. Сейчас послушаю эту вашу лекцию.

- Можешь в записи потом пересмотреть этот момент.

- Мне некогда ждать. Посмотрю сейчас.

- Но ведь лекция еще не закончилась.

- Именно.

Проказник Миша снова вернул время вспять. И стал внимательно слушать преподавателя.

- Так, теперь обсудим коды Рида-Соломона. Они были разработаны Дэвидом Ридом и Густавом Соломоном в шестидесятых годах прошлого столетия и нашли широкое применение в различных областях, таких как цифровая коммуникация, хранение данных и компьютерные сети.

Коды Рида-Соломона позволяют обнаруживать и исправлять ошибки в передаваемых данных. Они способны восстановить данные, даже если произошло значительное повреждение информации. Поясню на примере.

Алиса хочет передать Бобу некоторое сообщение. Она отправляет ему некоторые параметры, с помощью которых можно будет восстановить исходное сообщение. Алиса шифрует сообщение в картинку или звуковой файл. Если в изображении поменять каждый последний бит, то человеческий глаз не сможет распознать различия в цветах между исходной картинкой и зашифрованной. С помощью входных параметров последние биты в изображении заменяются определенным образом. Если у получателя будут эти входные параметры, то по некоторому алгоритму декодирования можно восстановить исходное сообщение.

Предположим, что Ева перехватила отправленную Бобу картинку. Извлекая последние биты из изображения, она не сможет получить информацию, предназначенную Бобу, ведь у нее нет тех параметров кода Рида-Соломона, которые есть у Боба.

В индивидуальном задании номер два вам нужно будет написать кодер и декодер Рида-Соломона. Используйте в качестве входных параметров любые целые числа. Чем больше входных параметров, тем сложнее взломать код.

- Слушай, с каких это пор ты стал слушать лекцию?

- С тех самых пор, когда на них стало появляться что-то важное.

- И что же важное ты сейчас узнал?

- Про расшифровку картинки. Осталось только найти декодер.

- Ты что решил сделать индивидуальное задание?

- Можешь считать так.

- В каком смысле можешь считать?

- Не важно.

- Мы с тобой дружим уже семь лет. И ты не хочешь рассказать своему лучшему другу правду?

- Да тут нечего рассказывать. Просто меня попросили помочь.

- Кто попросил?

- Родственник.

- Ладно, не хочешь – не рассказывай. Это твое дело.

Следующей парой была философия. Каждому нужно было рассказать доклад о философе нового времени. Миша выбрал Исаака Ньютона. Из-за того, что Михаил особо не готовил свой доклад он допускал ошибки и часто подглядывал. Преподавателю это не нравилось, поэтому приходилось снова перематывать время. В какой-то момент ему уже понравился доклад:

- Ладно, довольно неплохой доклад. Теперь ответьте на вопросы многоуважаемой публики. У кого-нибудь есть вопросы?

- Да, у меня есть пара вопросов.

- Конечно, Владислав, задавайте свои вопросы.

-Что значит известная фраза Ньютона "гипотез не измышляю" с точки зрения философии?

- Возможно, из-за того, что Ньютон любил точные науки, ему хотелось, чтобы другие философы также, как и он, подкрепляли свою точку зрения доказательствами.

Преподавателю пришлось вмешаться.

- Нет. Причем тут это? Фразой "Гипотез не измышляю!" Ньютон признался

в своем абсолютном бессилии и нежелании понять природу тяготения.

Наверное, у любого человека есть друзья и враги. Владислав всячески мечтал насолить Михаилу, ведь у того была прекрасная репутация, деньги и возможности. Славик всегда заправлял белую рубашку в брюки, зачесывал волосы на бочок. А по праздникам носил пиджак. Этот рыжий парень с очень толстыми линзами всегда старался угодить каждому преподавателю. Для этого он штудировал все учебники, выполнял все домашние задания и на каждой паре пытался активно работать.

Наконец, Мише выпала возможность утереть нос всезнайке. Михаил несколько раз использовал часы и в конечном счете безупречно ответил на все вопросы:

- Что значит известная фраза Ньютона "гипотез не измышляю" с точки зрения философии?

- Эта фраза означает нежелание Ньютона понять природу тяготения, его абсолютное бессилие в осознании источника этого явления.

- Да, это действительно так. Как точно подмечено!

- Какое философское достижение Ньютона можно считать апогеем его творчества?

- Высшим творческим достижением Ньютона стали “Математические начала натуральной философии” одна тысяча шестьсот восемьдесят седьмого года.

- Браво, вы меня удивили. Ну и последний вопрос лично от меня. Вы не знаете, был ли Ньютон верующим?

- Да, безусловно. Ньютон мог пропускать богослужения в периоды творческой активности, но в остальном он был добропорядочным членом англиканской общины.

- Невероятно. Это лучший доклад, который мне когда-либо приходилось слушать. Я поставлю вам десять бонусных баллов в дополнение к основным. Вы будто прочитали мои мысли.

- Так и есть профессор.

- Надеюсь, это была шутка.

После семинарского занятия Михаилу стало очень плохо. Он буквально рухнул на лавочку и чуть было не отключился. Повезло, что Николай был неподалеку.

- Эй, ты в порядке? Что с тобой происходит?

- Сними с меня часы, пожалуйста.

- Хорошо, сейчас.

- Ох, как же болит голова.

- Отчего? Что с тобой случилось?

- Наверное, переутомление.

- Давай я отведу тебя к врачу. Идти сможешь?

- Нет, не надо к врачу. Просто помоги мне добраться до дома.

- Тогда идем.

Подходя к дому, Михаил сказал:

- Коля, спасибо за помощь. Мне уже намного лучше. Пожалуйста, не говори ничего моей маме.

- Ладно, но ты мне завтра обязательно должен все объяснить, иначе я больше не буду тебя прикрывать.

- Да, я все тебе завтра расскажу.

- Надеюсь.

Отправив, раненого друга домой, Николай отправился к Екатерине. Он обещал встретить ее после пар, но в итоге опоздал почти на тридцать минут.

- Катенька, прости меня, пожалуйста. Я помогал Мише добраться до дома.

- А что с ним случилось?

- Я думал, что уже весь институт в курсе.

- В курсе чего?

- Весь день Миша вел себя как-то странно. С утра он идеально решил тест не только себе, но и мне. А после и лабораторную. На паре по кодированию расшифровывал какое-то сообщение, зашифрованное в изображении. А на философии превосходно ответил доклад и на все дополнительные вопросы Владика.

- Да уж. Если он и его вопросы выдержал, то тут точно что-то не так.

- А потом после пары по философии он чуть ли не упал в обморок. Я помог ему добраться до дома, но мне он ничего не рассказал. Сказал, что просто переутомился.

- Звучит как-то странно. Может быть, попробуешь за ним проследить завтра?

- Отличный план. Раз он не хочет мне ничего рассказывать я сам все узнаю. Не хочешь сейчас погулять в парке?

- Ты еще и спрашиваешь! Конечно, идем.