Мультфильмы в детстве смотрели все. В том числе и президенты, главы правительств и корпораций. И новые поколения детей тоже будут — главное, чтобы было что смотреть. Поэтому проблемами отечественной анимации занялись на самом высоком уровне. В список поручений по итогам визита президента РФ Владимира Путина на выставку «Развитие креативной экономики в России» попало и кино — заявлено о создании Московского международного кинокластера, особой экономической зоны с налоговыми льготами, субсидиями и грантами для резидентов. А анимацию выделили особо. Среди мер поддержки предложены полное госфинансирование производства и проката анимационных фильмов для детей и юношества, налоговые льготы для компаний, занимающихся производством и реализацией анимационных фильмов. Почему потребовался такой шаг со стороны государства, разбирался aif.ru.
Перенесла «клиническую смерть», но выжила
В СССР анимация шедевры выдавала исправно. Мультфильмы по мотивам русских народных сказок и греческих мифов, экранизации классических произведений для детей, подарившие нам собственных Маугли, Винни Пуха и Карлсона, который живет на крыше. Были и «Ну, Погоди» с очень узнаваемыми Волком и Зайцем, потерявший маму Мамонтенок, обитатели деревни Простоквашино и медвежонок Умка, и девочка из будущего Алиса Селезнева, разгадывавшая тайну Третьей планеты.
Все эти короткометражки и составили безусловный «золотой фонд» отечественной анимации; часть этого богатства была признана во всем мире — как в случае, например, с «Ёжиком в тумане» Юрия Норштейна.
Но с развалом СССР наступила совершенно другая эпоха. «На протяжении советского времени анимация полностью финансировалась государством, в то время как во всем мире она развивалась как индустрия, — рассказали aif.ru представители «Союзмультфильма». — Такой подход позволил отечественной отрасли наработать мощный креативный потенциал, развить авторские школы. Однако, когда в конце 80-х в силу экономической турбулентности с госфинансированием стало сложнее, российская анимация «просела», годами выпуская только штучные работы». Да и эти штучные экземпляры до широкого зрителя практически не доходили. «Российская анимация «выжила», хотя и перенесла полноценную «клиническую смерть». Но, как феникс, смогла возродиться из пепла. Хотя процесс восстановления шел достаточно долго и тяжело. И только благодаря фанатам и профессионалам удалось восстановить российскую школу анимации», — сказал в беседе с aif.ru гендиректор анимационной студии «Воронеж» Владимир Николаев.
Богатыри-рекордсмены
Расцвет современной отечественной анимации начался в 2000-е годы, когда появились качественные анимационные сериалы — «Смешарики», «Лунтик и его друзья», «Маша и Медведь», «Фиксики». Делали их независимые студии, на свой страх и риск. И также на свой страх и риск они начали выпускать полнометражные анимационные фильмы, первым из которых стал «Карлик Нос» 2003 года — результат сотрудничества студии «Мельница» и кинокомпании «СТВ». «Карлик Нос» был первым полнометражным мультфильмом в нашей стране за 40 лет — не только в России, но и в позднем Советском Союзе не считали нужным выпускать такие форматы на экране. Так что это был эксперимент, и эксперимент удачный», — отметил в разговоре с aif.ru глава «СТВ», продюсер Сергей Сельянов. Собственно, главным достижением «Карлика...» стало то, что этот фильм показал: отечественную полнометражную анимацию имеет смысл снимать и выпускать в прокат. К тому же, как заметил независимый аналитик рынка кино Сергей Лавров, «собственная анимация всегда востребована у семейной аудитории, а к тому же продаётся на всех видах показа годами». «Даже в 1990-х годах наша анимация хорошо продавалась на VHS, но тогда её мало снималось», — напомнил Лавров в беседе с aif.ru.
А в 2010-м наконец случился и кассовый прорыв — тогда выручка мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник» составила $9,74 млн (около 240 млн рублей) при бюджете в $2 млн. Сейчас именно эта франшиза держит все кассовые рекорды в отечественной анимации, а фильмы этой серии дважды становились лидерами по итогам года — в 2012-м это были «Три богатыря на дальних берегах» ($31,5 млн или 933 млн рублей), а в 2015-м — «Три богатыря. Ход конём» ($17,1 млн или 925 млн рублей). Российские аниматоры ориентировались не только на внутренний рынок. Воронежская студия «Воронеж» (раньше она называлась «WizArt») ещё в 2013 году выпустила полнометражный фильм «Снежная королева»; в российском прокате он не окупился — это был дорогой проект (бюджет — $7 млн), но зато был удачно продан для зарубежных показов, где и собрал очень приличную кассу ($25,3 млн в других странах и $7,65 в России).
«Со «Снежной Королевой» мы сразу целились на мировой рынок и понимали, кто будет нашими конкурентами, — рассказал Николаев. — Там на тот момент не существовало такого понятия, как российская анимация, и долгое время зарубежные партнеры не воспринимали наши проекты серьезно. Но шаг за шагом мы демонстрировали рост уровня анимации и уровня профессиональной подготовки наших аниматоров. Технологии накладывались на нашу широкую и богатую культуру и советскую школу анимации». По данным Лаврова, общая зарубежная выручка серии фильмов «Снежная королева» — около $90 млн. А в 2021 году фильм этой студии «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» был продан на Netflix и показал очень неплохие рейтинги как в отдельных регионах, так и в целом на онлайн-сервисе.
Отметим, что и короткометражная российская анимация нередко производила фурор среди западных зрителей. Отдельные эпизоды мультсериала «Маша и медведь» посмотрели на YouTube более 40 млрд раз, а одна из серий — «Маша плюс каша» — вообще стала рекордсменом, сейчас у неё 4,5 млрд просмотров.
Что будет дальше?
«Российская анимация уверенно встала на ноги, однако для увеличения объемов производства, в особенности полнометражного кино, ей были необходимы дальнейшие меры поддержки, поскольку анимация имеет дорогостоящий, объемный производственный цикл», — отметили в «Союзмультфильме». Именно глава этой киностудии (а также гендиректор студии имени Горького) Юлиана Слащева и озвучила консолидированные предложения от всей индустрии на выставке «Развитие креативной экономики в России»; эти предложения стали основой для поручений президента. Владимир Николаев напомнил, что хотя анимационная индустрия России поднялась на новый уровень, все эти годы она работала на зарубежном программном обеспечении. «Сейчас очень важно, что среди принятых президентом мер поддержки анимационной индустрии говорится и о поддержке разработки отечественного программного продукта, используемого в производственном цикле», — отметил он и добавил, что разработка такого продукта ведется уже несколько лет.
Юлия Немчина, генеральный директор группы компаний «Рики» (мультсериалы «Смешарики» и спин-оффы, «Фиксики», полнометражный фильм «Финник») считает, что важными мерами поддержки будут налоговые льготы и полное государственное финансирование производства и проката анимации для детей и юношества. « позволит анимационным студиям направить дополнительные средства на производство контента, и поможет быстрее восполнить дефицит, возникший после ухода зарубежных мейджоров из России», — отметила Немчина. Она также обратила внимание на меры поддержки производителей детских товаров, использующих образы российских анимационных персонажей, которые также должны помочь тем, кто придумывает новые мультфильмы.
«Государственной поддержки вообще много не бывает, тем более когда речь идет об анимации — своеобразной «витаминке» для страны, — говорит Сельянов. — Дело в том, что анимация — дорогая история, полнометражные анимационные фильмы стоят от 200 до 400 млн рублей». При этом он призвал не обольщаться и ситуацией на рынке, потому что кино — очень рискованное предприятие. «Это всегда риск, и не все проекты, даже созданные на основе успешных сериалов, показывают значимые результаты, — сказал Сельянов. — У наших анимационных лент нет каких-то сумасшедших кассовых сборов, и нельзя сказать, что рыночная ситуация на этом рынке очень комфортная и без проблем. И остается удивляться, почему у нас продолжается анимационное производство — думаю, во многом благодаря энтузиазму и любви к профессии тех людей, которые ею занимаются».
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ