Найти тему
Смысл в кино

Психология мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

Оглавление

Чаще всего мы привыкли считать, что отклонения от канона - это очередная чухня из под коня. Но анимация "Пиноккио Гильермо дель Торро" доказала нам, что иногда трактовки оригинала бывают абсолютно оригинальными в исполнении под другим ракурсом.

Постер к мультфильму Пиноккио Гильермо дель Торро
Постер к мультфильму Пиноккио Гильермо дель Торро

Трогательный мультфильм поднимает так много взрослых вопросов: от классики отцов и детей до фашистской идеологии и религиозных шор - поэтому неудивительно, что именно он взял Оскар в 2023 году.
Впрочем все эти поднятые темы задают главный вопрос: а что на самом деле делает человека марионеткой?

Видение Гильермо дель Торро отличается от сказки Карло Коллоди с самого начала повествования: история создания и оживления Пиноккио, наличие или отсутствие тех или иных персонажей и их характеры, сами приключения - все это разное за исключением кожи да костей истории.

И пожалуй, без долгих прелюдий перейдем к смыслу насущному:

Быть собой как форма диссидентства

Вся основа истории лежит в том, что деревянный мальчик изначально является более настоящим, чем многие люди, живущие как марионетки во власти догм, убеждений и чужой идеологии.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

Джузеппе говорит:
Мы все обязаны подчиняться закону: плохому или хорошему.

За его любопытство и неподчинение его практически сразу объявляют диссидентом - человеком, который мыслит иначе, действует непохоже на общепринятые стандарты и нормы.
А значит нужно отдавать в школу, где из него «сделают человека».

А по факту многие школы делают из детей шаблонные копии, «послушных» членов общества, идеальных работников, которые и слово не скажут поперек, отличников, которые хотят угодить всем, и которые боятся задавать вопросы.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

И можно сказать, что ребенок должен быть послушным, слушаться своих родителей. Но давайте не будем путать понятия «слушаться» и «уважать».
Слушаться - не всегда означает уважать, а уважать - не значит слушаться, это значит выслушать, принять чужой опыт, но сделать так, как велит душа.
И я думаю, что именно этому нужно учить с детства, прислушиваться к самому себе.

Здесь же можно сказать: Ну а как же дисциплина?

Дисциплина ассоциируется с тем, что все должны сидеть как мышки, вставать по расписанию, жить по расписанию, соответствовать всем роботостандартам, а потом все начинают массово пугаться, как их заменит искусственный интеллект.

В то время как создать что-то новое можно из упорядочивания хаоса, но для этого нужно признать этот самый хаос и не бояться его.

В противовес этому, многие считают, когда нет дисциплины, то дети будут на голове стоять на уроках - и такие примеры мы видим в американских и европейских школах. Учителя просто рассказывают что-то у доски, и это решение ученика слушать или нет, никто не ругается и не выгоняет из класса, но и учиться в такой среде невозможно.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

Так что же тогда делать с дисциплиной?

Думаю, и тут важно понятие уважения.
Учить детей - это искусство. Дети любопытны, задают множество вопросов - и думаю, задача учителя выстраивать обучение именно на заинтересованности учеников, поощрять любопытство, давать интересные задания, где нужно думать, а не просто скачать работу из интернета.
Когда ребенок заинтересован, его не надо заставлять что-то делать, он вовлечен в дело сам.

Большинство же взрослых отвечают ровно как Джузеппе: Ну хватит уже задавать вопросы! Сиди спокойно! У меня нет ни времени, ни терпения тебе объяснять.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

И вот Пиноккио обычный активный, жизнерадостный, любопытный и непослушный ребенок.
Дух оживил его, чтобы он бродил по земле, а сверчок, который живет в сердце у мальчика, должен вести его к добру.

Чем-то он похож на Форреста Гампа (статью с разбором этого фильма я писала буквально незадолго до этого), он так же берет все возможности, не думая ни о чем. Да, попадает в передряги, но так же благодаря этому, он учится жизни на самом ее пути.

Путь меняет и трансформирует Пиноккио, он узнает о жизни в ее многогранности: в дружбе и предательстве, в поддержке и обмане, в мире и войне, в любви и осуждении.

Везде оставаясь собой, он выбирает лишь дорогу на моральной развилке жизненного пути, где он не обязан быть похожим на кого-то.

Родительские ожидания против любви

Но поскольку чаще всего идеология и стандарты захватывают людей так сильно, они требуют и ожидают от своих детей, перекладывая на них свои травмы и неисполнение мечты:

Будь отличником!
Мне важно, чтобы ты занимался математикой!
Ты должен поступить в университет!
Ты должен стать врачом, как все в нашей семье!
Для кого я строил бизнес? А ты хочешь стать художником! Забудь об этом хобби!

И это меньшее из зол.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

Как будто дети появились на свет для удовлетворения целей родителей, как будто они бизнес проекты.

Вот и Джузеппе выстругал Пиноккио так же для своих целей:
Ну почему ты не Карло?

И получив ответ на свой вопрос, что вообще-то Пиноккио - это Пиноккио, а не Карло, то отец не преминул выразить свое недовольство в словах: Какая же ты обуза!

Дети не обязаны удовлетворять ожидания своих родителей, для многих это становится той травмой, которая либо заставляет их идти вперед к чужим целям в попытках заслужить любовь, либо наоборот обездвиживает, смирившись с позицией обузы.
Иногда кажется, что родители забывают, что дети рождаются из любви, а не из собственной неудовлетворенности.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

В конечном итоге, стать настоящим, а значит лишиться бессмертия ради спасения отца, было не просто испытанием для Пиноккио, но на самом деле, это было испытание для Джузеппе.

Сам Пиноккио изначально был настоящим, именно поэтому не было никакого физического превращения, физически он остался деревянным, остался таким, какой он есть.
Это Джузеппе хотел, чтобы он стал как Карло, настоящим мальчиком, и только лишившись его, он понял, что суть не в том, каким он хочет видеть своего сына, а в том, что
любовь есть любовь.

Вне зависимости оправдывает ли ребенок ожидания или нет, любовь важнее всего.

Вива эль дольче

Любопытно, как Гильермо дель Торро решил включить линию фашисткой идеологии и войны в свою анимационную работу.
Но по факту она вписывается идеально в общую концепцию проблемы настоящности и возможности быть самим собой.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

И абсолютно аутентичный Пиноккио в этой идеологии полного контроля и порядка вносит свою долю хаоса.
Он постоянно произносит дольче (пер. сладкий) вместо дуче (пер. лидер), что как бы говорит нам о его внутреннем неприятии тоталитарного подчинения.

Попав в армию, он становится одним из.
С этого момента он перестает быть один, не потому, что он стал как все, послушным солдатом, а потому, что обретает друга.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

И в сцене, где обе команды на тренировке победили, все счастливы, благодаря этому, что дружба сильнее личной славы, показывает, что быть собой и не похожим на других не значит быть одиноким.

Эта сцена показывает, что не обязательно быть подконтрольными марионетками, чтобы быть единой командой.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

Так или иначе в войне никогда нет победителей, война есть ничто иное как битва человека с человеком за отказ подчиниться, за то, что они не такие как мы, за то, что у него чего-то больше, чем у меня.
Все это порождает противоборствующие идеологии, оправдывающие насилие, разрозненность людей вместо объединения.

Он же тоже деревянный, почему его любят, а меня нет

Религия - еще одна стезя, которая делает людей послушными самаритянами. И вроде это объединяющая идея, которая должна делать людей более добрыми, любящими и заботливыми, но по факту оказывается наоборот.

Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро
Кадр из мультфильма Пиноккио Гильермо дель Торро

Богобоязненность делает людей осуждающими непохожесть. И деревянное изваяние на стене они ставят выше живого человека.
Страх греха делает людей ведомыми и послушными.
Но в чем же здесь человечность?

Собственно и здесь Гильермо дель Торро показывает нам сферу, которая подчиняет человека себе.

Подводя итог, красной нитью через весь сюжет проходит главная линия о том, что марионеткой людей может сделать общество, школа, армия, религия, но не сама природа человека.
Он природы человек уникальный и его задача быть собой, не подстраиваться под чужие стандарты и слова о том, каким ты должен быть.
Но в то же время люди социальны. Человек не самое сильное существо, созданное природой, но мы выжили за счет объединения, единства и сплоченности.

При этом быть как все и быть частью общества, где каждый может быть полезным, каждый может внести свой вклад - это разные вещи.
Поэтому быть собой не значит быть против всех, это значит быть со всеми, помогать и участвовать.

Благодарю, что дочитали до конца!
А также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему блогу развиваться.