За свои неполные 65 лет жизни он успел побывать мушкетёром, основателем маленького, но очень гордого города, пройти две войны, и войти в историю третьей войны гражданской, встать у истоков нового местного управления большого края.
Алексей Алексеевич Ступишин. Наш сегодняшний герой.
***
Я смотрю на портрет. Немолодой, повидавший жизнь человек в генеральском мундире. Знакомый незнакомец.
Мы "встретились" с ним впервые почти 30 лет назад. Я - тогда ещё студент исторического факультета Нижегородского университета. Он - уже удостоенный именной статьи на Википедии, один из плеяды деятелей екатерининской эпохи.
Тогда он стал героем одного из моих очерков, посвящённых нижегородским губернаторам. Фонды Нижегородского госархива позволили рассказать о нескольких эпизодах его управления Нижегородским наместничеством.
Но большая часть его "до-нижегородской" жизни являла собой тогда (да и сейчас тоже) сухую констатацию скудных фактов: две даты, разделённые тире, перечень военных званий, упоминание об участии в войнах. Да пожалуй, и все.
Шло время. Домашний архив прирастал новыми фактами из жизни героя. И сухая констатация начала оживать. Время возвращало живой, противоречивый, удивительный образ знакомого незнакомца.
***
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЫБОРГСКОЕ ДЕЛО
Алексей Алексеевич Ступишин родился в 1722 году в Выборгской крепости. Он был вторым сыном печально известного подполковника Неёловского (с 1727 года – Карельского) полка Выборгского гарнизона Алексея Васильевича Ступишина.
ОТЕЦ
В 1718 году на подполковника Ступишина и других офицеров полка поступил донос от полкового писаря Андрея Иванова сына Пушкарева о хищениях полкового имущества. Писарь обвинял руководство полка (помимо Ступишина были названы премьер-майор Лавров, майор Бешенцов и бывший полковой командир полковник Неклюдов) в хищении денег, вырученных с продажи сукна, что шло на пошив мундиров. Всего Ступишин обвинялся по 7 эпизодам. Сумма похищенного также была тщательно подсчитана писарем и превышала годовое жалованье подполковника, равного 100 рублям по тем временам. А кроме того, в использовании не по Артикулу младших служащих (писарей, унтер-офицеров и рядовых) на своем хозяйстве: по бумагам, хранящимся в финском архиве г. Миккеле, Ступишин и другие командиры арендовали деревеньки и сенные покосы, взятые на откуп.
Следствие шло долго. Целых шесть лет. В 1724 году члены Военной коллегии вынесли свой вердикт. Самое суровое наказание понес…бывший полковой писарь Пушкарев. Доносчика приговорили к наказанию шпицрутенами и разжалованию в «извочники навечно». Оказалось, что Пушкарев и сам давно был на подозрении в хищениях государева казенного имущества. И многие тогда расценили, что его донос был попыткой отвлечь внимание гарнизонных командиров от своих преступлений. Сам Алексей Васильевич отделался мягким наказанием. По приговору Военной коллегии он вернул в полковую казну 101 рубль, да удержано было с него жалованье за 4 месяца. Данный инцидент не помешал отцу нашего героя спустя три года после приговора получить производство в следующий полковничий чин. А впоследствии, в аттестации полковника Ступишина, полученной в 1733 году читаем: « Был в фельгере по неправому доношению полковаго писаря Андрея Пушкарёва в 718-м году в похищении полковых денег, за которое ево, Пушкарёва, ложное доношение (Пушкарёв) прогнан чрез полк шпицрутен три раза и написан в ызвощики вечно». Так что, «выборгское дело», хоть и коснулось главы семейства, но обошлось без серьезных последствий.
БРАТЬЯ
Старший брат Петр Алексеевич Ступишин (1718-1782) - как и отец, свою жизнь связал с Выборгом. По окончании Инженерной школы в Санкт-Петербурге, был командирован в Выборг для участия в строительстве крепости Корон-Санкт-Анна. При Екатерине II был обер-комендантом Выборга, военным комиссаром Старой Финляндии, с 1780 года – выборгский губернатор. Примечателен факт, что Петр Алексеевич стал последним кавалером ордена св. Анны I степени, удостоенный этой награды в царствование императора Петра III. Награду он получил буквально накануне дворцового переворота 9 июня 1762 года. Закончил карьеру в чине генерал-поручика.
Егор Алексеевич Ступишин (1731-1791) Полковник, комендант Верхояицкой крепости. Известен своими расправами над пугачевцами в 1774 году. Одна из таких жестоких расправ над башкиром Зауфутдином Мусиным была использована А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка».
Иван Алексеевич Ступишин (1734-1806). Генерал-поручик, первый правитель Пензенского наместничества в 1780-1796 гг.
***
Ну а что же наш герой?
Из всех братьев Алексей Алексеевич делает, пожалуй, самую большую карьеру. Вступив в службу в сентябре 1736 года и прослужив год воеводой в Курмыше (1749 г.), он становится участником Семилетней войны (1756-1763 гг.), где и начинаются его первые приключения и злоключения в качестве мушкетера Ея Императорского Величества…
Продолжение следует.