В День Государственного флага России, хотелось бы поднять в блоге важный вопрос: когда у нас появится возможность перейти на российский смартфон.
В предыдущей статье было рассмотрено сегодняшнее окно возможностей по замещению иностранных брендов в нише смартфонов, и как этими возможностями уже частично воспользовались наши компании.
Сегодня же, мы поговорим о том, когда, каким образом и по каким причинам российские смартфоны смогут действительно заменить иностранные.
Внезапного перехода не будет
В 2022 году в интернете можно было встретить радикальные прогнозы, что все западные смартфоны резко превратятся в тыквы кирпичи, и вроде как это должно будет всех сподвигнуть пользоваться российской электроникой и ПО, но, на деле, санкции показали околонулевую эффективность: даже Айфоны, и те прекрасно работают, а процент ограниченного функционала ничтожен.
Даже при радикальном сценарии, китайские бренды, которые и до 2022 года были неплохо представлены, быстро бы заняли все сегменты рынка.
Предполагаю, что именно из-за этого ни один западный смартфон не отключился в РФ из-за санкций, а ведь их могли, например, признать "украденными", и дело с концом
В общем, ни при каких обстоятельствах, ни при каких санкциях именно на российские смартфоны (хотя бы, бренды), люди моментально не перейдут.
Каким будет переход
Рассмотрим основные концепции будущего плавного перехода гражданского, обычного потребителя на российский смартфон
Я специально уточнил, что речь идёт о гражданских потребителях. Те, кто сменит иностранный смартфон на российский по работе, не имеют выбора, и хоть это и поможет всей системе двигаться в направлении импортозамещения, человек сам может продолжать пользоваться иностранным смартфоном.
Ранние последователи
Определённая группа людей перейдёт на российские смартфоны абсолютно добровольно и очень быстро.
Наиболее маленькая по количеству группа потребителей — люди, которые готовы к переходу на российский смартфон с понижением возможностей своего устройства.
Российские аналоги
Вторая потребительская группа — это те, кто готов к замене иностранного товара на российский в том случае, если у российского не менее достойные характеристики. К этой группе отношусь я сам: когда мне нужно купить что-либо, я стараюсь найти то, что соответствует требованиям и максимально связано с моей страной.
Важно понимать, что я имею в виду не только базовые характеристики (оперативка, процессор и т.д.), но и производные из них, такие как качество итоговых изображений, которые даёт камера, защита от воды, точность срабатывания датчика отпечатка или лица, удобство интерфейса и всё такое.
При переходе на российский аналог, безусловно, возможно незначительное ухудшение всех этих характеристик, но именно что незначительное, иначе это будет относиться уже к предыдущей группе потребителей
Псевдо-иностранные бренды
Одной из проблем продвижения российских брендов на российском же рынке, является то, что если бренд заявляет, что он российский, СМИ и комментаторы в интернете начинают выискивать, что он использует что-либо импортное, а потому российским он не является, а значит он не честен с покупателями, что негативно сказывается на его имидже.
Зато, если бренд нигде не заявляет, что он российский, и выглядит скорее как иностранный, то шансов на спокойное продвижение у него больше.
Самый показательный пример, который можно привести, это фирма BORK
Да, это пример из другой ниши, но посмотрите на магазин и сайт этой фирмы. Есть ассоциация с тем, что это российская компания? Едва ли. Наоборот, больше похоже на заграничный бренд.
Да, эта фирма не имеет своего производства в России, всё производится за границей, но у неё свои дизайны, проектирование, высокое качество и высокая цена.
Именно такие фирмы, на мой взгляд, смогут завоевать значительную долю на рынке российских смартфонов в ближайшем будущем. Да, у них не будет, например, производства в России (чтобы цена была хоть какой-то нормальной), но они смогут предложить потребителю премиальные вайбы, за что их, вероятно, будут покупать.
Можно также рассмотреть российский бренд KitFort, который неплохо обосновался в массовом сегменте, предлагая более доступную продукцию, чем Bork.
Подобных брендов в России пока нет, так как все российские бренды смартфонов, которые работают по подобной схеме, не вкладываются ни в дизайн, ни в маркетинг, ни в имидж, а потому выглядят безлико, и не могут претендовать даже на массовый сегмент рынка.
Профессиональные бренды
Такие бренды тоже вполне могут развиться на российском рынке, собственно, именно таковым, например, является бренд AYYA, фишка которого не в камере, не в дизайне, а в безопасности. И у этих брендов есть все шансы на успешную постепенную локализацию производства.
Да, они не будут стремиться понравиться всем и каждому, но у них будет интересный функционал, который позволит им прочно держать долю рынка.
Поэтому, среди обычных людей подобные бренды также будут относительно востребованы.
Aurus-смартфон
Ни одного подобного бренда электроники у нас пока нет, но Аурус — это пример бренда, который ориентирован сразу же на локализацию производства в России, на российский имидж и на максимальную премиальность.
Когда подобный бренд появится, подозреваю, он сможет неплохо подвинуть флагманы от Apple и Samsung, хотя стоить будет значительно дороже них. И, хотя подобные смартфоны будут далеко не у всех по причине их цены и предрассудков людей, но текущие пользователи флагманов, вероятнее всего, смогут перейти именно на них.
Проблемы российской электроники
Если Вы когда-нибудь покупали что-нибудь из российской электроники, Вы наверняка замечали, что чем больше реальной связи товара с Россией, тем, как правило, сложнее даже узнать о товаре, не говоря уже о том, чтобы случайно увидеть товар и купить.
И подобное очень сильно тормозит процесс перехода на российские, в том числе, смартфоны.
Основные проблемы можно выделить следующие:
- Имидж компании, продукцию которой незачем покупать
- Плохой маркетинг, дизайн и упаковка товара
- Огромная цена локализации производства в России
Возможные решения
По аналогии с другими отраслями, нельзя исключать введения в России государственных ограничений, которые сделают российские смартфоны более привлекательными
Пошлины на бренды
Прежде всего, это, конечно, пошлины на иностранные бренды. Например, если бренд принадлежит иностранной компании, то он может облагаться дополнительным налогом, ну или российские бренды получат какие-нибудь преференции, вроде отмены НДС.
Не слышал о подобных мерах, но это будет иметь неплохой эффект.
Пошлины на импорт
По аналогии с автомобилями, вводом подобных мер в своё время хорошо подняли российский автопром. Вполне возможно, что в будущем все смартфоны, сделанные за границей, будут облагаться дополнительными пошлинами.
Быть может, это заставит иностранные бренды переносить часть своего производства в Россию. Но, вероятнее, это просто улучшит продвижение российских брендов на нашем рынке, что тоже весьма хорошо
Льготы и вычеты
Эта мера похожа на предыдущую, но могла бы действовать по аналогии с пушкинской картой: покупая что-нибудь российское, человек мог бы снизить цену этого товара с помощью государственного сертификата на электронику, или же вернуть часть денег позже в виде налогового вычета.
Что в итоге
Пока что, однозначного ответа на вопрос о переходе на российские смартфоны нет, он будет своим для каждого сегмента потребителей.
Но, при содействии государства и больших вложениях российских компаний в маркетинг, этот переход явно получится ускорить.
На мой взгляд, вопрос перехода немного прояснится, когда мы узнаем характеристики будущего смартфона от Квадры.
Ставьте лайки, подписывайтесь, у меня много интересного о российской электронике и технологиях