Генерал Цицианов тяжело вздохнул, внимательно рассматривая карту. Действовать следовало решительно, и каждая ошибка грозила обернуться крахом прежних успехов русской армии. Впервые в жизни Павел Дмитриевич чувствовал себя зверем, загнанным в ловушку. С одной стороны на него наступали персидские войска, двинувшиеся в атаку прямо с марша. С другой – в наступление перешёл эриванский гарнизон, а с третьей – поднялось восстание в Грузинской губернии. Наверное, кому-то другому ситуация могла бы показаться безвыходной, но Цицианов не привык сдаваться.
Он понимал, что времени в обрез, а потому нельзя было детально подготовить план штурма крепости. Приближалась одна из главных битв русско-персидской войны 1804-1813 годов. Кровопролитное сражение за Эривань показало, что даже опытным военачальникам не стоит переоценивать свои силы. Каким же был исход этой битвы? И что предпринял Павел Цицианов в противостоянии с персами?
Предшествующие события
Павел Цицианов был назначен наместником на Кавказе в 1802 году, а через пару лет уже начал активно действовать в Закавказье. Своим успехом генерал считал осаду Гянджи, главного города крупного Гянджинского ханства. Однако именно эта крепость стала камнем преткновения между Российской и Персидской империями. У каждой из них были свои планы на эти земли, где установила власть Россия.
Собрав внушительное войско, персы выдвинулись к Эривани. Цицианов направлялся туда же, причём по пути пополнял свои отряды грузинскими и армянскими добровольцами. О силах сторон говорить затруднительно, поскольку в различных исторических источниках приводятся совершенно разные цифры, однако на момент столкновения численность была приблизительно равной.
Победа русского оружия
При первом же бое под Эриванью персидские отряды были обращены в бегство. Решительный удар русской армии разрушил персидские ряды, заставив тех спешно бежать, оставляя противнику немало ценных трофеев. Провиант, вьючные животные, огромные запасы пороха – всё это оказалось в руках у русских. Персы явно не ожидали, что встретят столь уверенное сопротивление. Но Цицианов понимал – говорить о победе ещё рано.
Персы очень скоро получили подкрепление. Решив воспользоваться эффектом внезапности, новые отряды врага атаковали русскую армию. Двинувшись в атаку прямо с марша, они объединили свои силы с эриванским гарнизоном, который как раз в это время совершил очередную вылазку. С трудом русским удалось сдержать натиск персов и отбить атаку. Ситуация складывалась непростая, но генерал Цицианов нашёл выход. Уже тогда, во время боя, он заметил, что персидские силы разобщены и не имеют хорошего сообщения.
Отступление
По приказу Цицианова генерал Портнягин двинулся на Гарни-чай, где был разбит лагерь персидского принца и командира Аббаса-Мирзы. Правда, об этом маневре стало известно Фетх Али-шаху, который приказал основной части войск идти в качестве подкрепления отрядов принца. 24 июля 1804 года персы двинулись на русских.
Портнягин, казалось, очутился в ловушке – ему противостояла многотысячная персидская армия, которая могла с лёгкостью раздавить небольшой отряд. Но даже отступая, генерал продолжал сражаться с противником, нанося ему ощутимые потери. Отход русских частей происходил настолько неспешно, что в руки к персам не попало ни одного трофея.
Отход от Эривани
Занимаясь решением военных проблем, Цицианов вынужден был устранять и внутренние конфликты. Именно в эту пору, когда русская армия была ослаблена постоянными столкновениями с персами, началось восстание в Грузинской губернии. Всё больше людей отказывалось поддерживать русских и переходило на сторону врага. Понимая, что дальнейшая осада просто бесполезна, Цицианов вынужден был отойти от Эривани и отступить в Тифлис.
Но почему русским так и не удалось закрепить первоначальный успех? Не секрет, что любая армия всегда нуждается в поставках оружия и продовольствия. Однако у войск, осаждавших Эривань, не было даже пушек, которые могли помочь при штурме крепости. Отсутствие требуемого вооружения, проблемы с провиантом и подвозом фуража отразились на ходе боя. Уже тогда стало ясно – если Россия не учтёт допущенные ошибки в битве при Эривани, она никогда не одержит победы в войне с персами.
В своём отчёте императору Цицианов старался всячески спасти свою репутацию, сваливая вину за провал осады Эривани на генералов, отвечавших за поставки провианта и вооружения. Отчасти он был прав, однако сам Цицианов осознавал, что и на нём лежит вина за случившееся. Неспокойная обстановка в Гянджинском ханстве заставила многие армянские семьи переселиться в Грузинскую губернию. Напряжение нарастало, и Александр I понимал, что решающий бой этой войны с персами ещё впереди.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))