Найти тему
Роман Рабинович

Жизненный цикл продукта в продуктовом подходе

Жизненный цикл продукта в различных подходах выглядят похоже. Но есть существенные отличия между тем, как, например, развивается продукт в проектном подходе и продуктовом, которому свойственна постоянная проверка гипотез, итеративность, гибкое бюджетирование.

Продуктовый подход – концепция, ключевой составляющей которой является создание ценности для клиента.

Он помогает реализовать какую-либо идею от ее возникновения до получения прибыли.

Ценность – это то, что помогает реализовывать актуальную потребность клиентов. Это решение их проблем, «болей», предоставление им новых возможностей.

Для того, чтобы доставить до клиента ценность, команде важно создать продукт. За него отвечает Product owner и продуктовая команда

В продуктовом подходе в отличие от проектного, когда все ресурсы на проект выделяются сразу и проверка доставки ценности до клиентов происходит только по его завершению, работа над продуктом происходит итеративно, спринтами (короткими промежутками).

На каждой итерации происходит сверка – доставляется ли ценность до клиентов, изменились ли внешние условия, поступили ли новые данные – надо ли что-то изменить, чтобы двигаться в правильном направлении.

Так устроен жизненный цикл работы над бизнес-идеей в продуктовом подходе – для этого существует фреймворк, описанная система управления инициативами (так мы называем бизнес-идеи).

С помощью фрейморка для управления инициативами вы идете последовательно по его этапам и отсекаете нежизнеспособные идеи, т.е. гипотезы по продукту, которые приходят вам в голову – о сегментах, проблемах, решениях, о том, сможете ли вы заработать на инициативе и как. Возможность быстро проверять гипотезы – это одно из главных преимуществ продуктового подхода.
Жизненный цикл продукта в продуктовом подходе
Жизненный цикл продукта в продуктовом подходе

Стандартный фреймворк состоит из 7 стадий: Ideation, Discovery, Design, Development, Deploy, Scale, Management.

На первой стадии фреймворка Ideation вы берете в работу проблему и гипотезу о том, как ее можно решить для определенного сегмента пользователей, как на этом можно заработать, т.е. какой можно получить экономический эффект. У вас есть какая-то проблематика, которую вы хотите решить, либо какая-то точка разрыва в бизнес-процессе, которую вы хотите починить.

Затем начинается этап исследований, Discovery, на котором вы начинаете валидировать гипотезы о самой проблеме, ее решении, о сегментах пользователей. И только провалидированные в результате исследований гипотезы вы берете в дальнейшую работу.

Корпоративный фреймворк для управления инициативами помогает быстро пройти все этапы до Design (проектирования), чтобы понять, а стоит ли реализовывать инициативу или нет. Продуктовый фреймворк отличается от проектного тем, что на каждом из этапов идея может отвалиться, не подтвердившись. На первом этапе, на этапе Ideation может не подтвердиться проблема, о которой вы изначально думали, что она есть. На втором этапе, Discovery, может не подтвердиться решение – это значит, что решение, которое вы предлагаете, эту проблему не решает. На этапе Design может не сойтись экономика - решение будет стоить дороже, чем полученные в результате деньги, и т.д. Каждый из этапов - это некий фильтр.

И когда идеи «отваливаются», в этом нет ничего фатального. Почему?

Потому что в продуктовом подходе «ошибки» - это не катастрофа, а шаги к успеху. Быстрее ошибешься, быстрее начнешь исправлять ошибку и найдешь то, что, действительно, работает, то, что стоит реализовывать.

После стадии Design вы разрабатываете и реализуете пилот, и если получаете экономический, необходимый эффект, можете его масштабировать на стадии Scale и далее передать в управление на стадии Management.

Фреймворк состоит из последовательных этапов над продуктом, артефактов, практик, знаний, ролей, помогает структурировать, систематизировать процессы, вносит в них ясность, конкретику и прозрачность. Стандартный фреймворк адаптируется под каждую компанию.

Это «рамка работы», которая обеспечивает определенность и дает ориентиры, чтобы быстро продвигать бизнес-инициативу, ее реализовать (TTM, скорость – это важное конкурентное преимущество на рынке), получать P&L и осуществлять кросс-функциональное взаимодействие в рамках работы над продуктом внутри компании.

Для перехода на каждую следующую стадию должны быть готовы определенные артефакты (допустим, «Продуктовый канвас»/«Карточка инициативы» на Ideation и т.д.). Регулярная практика, которая помогает осуществлять эти переходы – Управляющие комитеты. Это некоторые точки синхронизации между продуктовыми командами и менеджментом. Здесь принимаются необходимые решения, происходит трекинг инициатив и т.д.

Product owner и его команда понимают, что именно и на какой стадии делать, с помощью каких артефактов, с какими функциями корпорации общаться.

Фреймворк дает общий язык, на котором могут говорить разные системы, существующие в компании.

Фреймворк для управления инициативами: P&L, TTM, кросс-функциональное взаимодействие
Фреймворк для управления инициативами: P&L, TTM, кросс-функциональное взаимодействие

В отличие от проектного подхода в продуктовом деньги, ресурсы не тратятся на весь проект от начала до конца, а на его этапы – этот подход называется «гибким бюджетированием».

Таким образом, происходит управление рисками. Бизнес не вкладывает огромные ресурсы исключительно в один большой проект. Он распределяет их между набором инициатив в портфеле.

Если на ранних этапах приходит понимание, что потенциала у инициативы нет, она провальная, можно просто перестать тратить на нее ресурсы и переориентироваться, взять какую-то другую инициативу из портфеля.

Но для того, чтобы все происходило именно так, важно не допустить распространенную ошибку крупного бизнеса - пропуск этапа Discovery (Исследования).

Гибкое бюджетирование в продуктовом подходе
Гибкое бюджетирование в продуктовом подходе

Фреймворк обеспечивает два главных конкурентных преимущества - высокую скорость реализации инициатив, то есть вывода продуктов на рынок (Time to market) за счет быстрой проверки гипотез, а так же P&L.

На каждой стадии фреймворка происходит сверка – получаем ли мы P&L?

Если мы видим, что есть какие-то блокаторы, которые мешают нам продвинуться к получению P&L, какие-то стопоры в бизнес-процессах, мы дорабатываем наш корпоративный фреймворк с учетом специфики бизнеса, добавляя на каких-либо стадиях определенные артефакты, практики.

Таким образом итерационно мы улучшаем цикл работы над продуктом в компании.

-4

Итерационное улучшение фреймворка для управления инициативами в компании

Хотите внедрить продуктовый подход, обучить Владельцев продуктов или топ-менеджмент? Обращайтесь, будем рады помочь!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.

Читайте наши паблики, оставляйте заявки на обучение, бесплатную консультацию.

Удачи в бизнесе!