На территории современного Таджикистана в разные времена проживало много этносов и народностей. Регион долгое время находился под арабским, тюркским и российским влиянием. От каждого из них остались названия местностям и населенным пунктам. И вот эти топонимы современное таджикское общество старается свести на нет. Причём с особым старанием в республике избавляются от всего тюркского.
В Таджикистане недавно решили изменить около 5 тысяч географических названий. Официально заявлено, что топонимы не соответствуют нынешним реалиям. А этого, согласно последней редакции Закона «О государственном языке РТ» быть не должно. Документ призван способствовать защите и развитию государственного языка. Но складывается впечатление, что Душанбе таким образом пытается защитить свою страну от самих себя, своих соседей в лице постсоветских республик Центральной Азии и Турции. В этих государствах активно поддерживается идея пантюркизма и она, по мнению таджикских властей, представляет экзисциональную угрозу их обществу.
Многие граждане республики с этим согласны, и в целом поддерживают государственную инициативу по изменению топонимов тюркского происхождения. Согласно местному законодательству, для переименования населённого пункта необходимо согласие большинства его жителей. И такое согласие власти получают. Иначе смена вывесок не набирало бы обороты.
Однако в стране немало и тех, кто против подобных нововведений. Они считают, что устоявшиеся названия закреплены самой историей, и вмешательство в этот процесс со стороны государства незаконно. К тому же, по их мнению, подобные действия откровенно враждебны по отношению к проживающим в республике представителям определённых этносов и языковых групп.
Противники переименований в соцсетях ставят в пример соседний Узбекистан, который ещё ни разу не пытался таким же образом избавиться от таджикских названий. В противном случае в стране давно бы уже могли быть «узбекизированы» исторически сформировавшиеся на фарси названия таких городов, как Хазарасп, Шахрисабз и Денау. Так называемые правозащитники местного разлива уверены, что подобная государственная инициатива вряд ли понравилась бы местным таджикам. И это не способствует межнациональному согласию в стране.
Вместе с тем руководство Таджикистана на протяжении нескольких лет переименовывает названия городов, районов и кишлаков тюркского происхождения. Изменяются даже названия географических местностей, имеющих тысячелетнюю историю. Все они переименовываются в Гулистон, Бустон и им подобные топонимы, что в переводе на русский язык означает примерно как «цветущий край». Кстати, почти восемь лет назад в Таджикистане также официально было запрещено называть новорождённых детей именами с тюркскими окончаниями "кул" и "хон".
Что заставляет Душанбе принимать такие неоднозначные решения? Начнём с того, что Таджикистан является единственной ираноязычной страной на постсоветском пространстве Центральной Азии. В таджикском общественном мнении в целом доминирует достаточно настороженное отношение к пантюркизму – вернее, к возможным политическим и геополитическим проявлениям этого движения. И тому есть объективные причины, которые вытекают из исторической памяти народа и нынешней реальности.
Как известно, становление Таджикистана проходило в 20-х годах прошлого века в тяжёлом противостоянии с местными пантюркистами, которые отрицали существование таджиков, как народа и, соответственно, не признавали за ними право на национальную государственность. Что интересно, на начальном этапе движения значительная часть среднеазиатских пантюркистов (джадиды или младобухарцы) была представлена этническими таджиками или персоязычными жителями региона.
В то время многие ведущие представители таджикской интеллигенции были увлечены идеей создания единого мусульманского государства в Центральной Азии, которое могло бы на равных противостоять европейским державам. Но так как большинство мусульман региона составляли тюркоязычные народы, изначальный панисламизм джадидов переходил в пантюркизм, а интересы таджиков сознательно замалчивались ради абстрактных геополитических и идеологических целей.
Потребовались многолетние усилия основателей современной таджикской государственности, таких как Шириншо Шотемур и Нусратулло Махсум, чтобы таджикская интеллигенция "переболела" и оставила в прошлом политический пантюркизм. Поэтому, если смотреть на эту проблему через призму истории, то таджикам следует опасаться пантюркизма не только как внешнего, но и как внутреннего фактора. Другими словами, для будущего Таджикистана опасна возможность возрождения пантюркизма в новых формах и в самом таджикском обществе.
Сегодня в социальных сетях республики вновь стали встречаться старые джадидские слоганы начала 20-го века, замаскированные под общие фразы о региональной интеграции, объединения центральноазиатов и мусульман для противостояния крупным державам и так далее. Кроме того, в современном Таджикистане настороженное отношение к пантюркизму вызвано и возросшей геополитической активностью Турции, как региональной державы на всей территории бывшей Османской империи и Центральной Азии.
Гипотетически, любое даже самое безобидное, на первый взгляд, движение или идеология могут в перспективе, при определенных условиях, радикализироваться и превратиться в угрозу для окружающих стран и народов. Сами по себе пантюркизм, панславянизм или паниранизм не являются угрозой или негативным фактором, но только до тех пор, пока не начинают реализовывать свои цели и амбиции за счёт других народов и цивилизаций.
На самом деле, наиболее действенным (и единственным) методом противостояния самым различным геополитическим угрозам, как реальным, так и гипотетическим, является сильная экономика, современная армия, высокий уровень жизни и надёжные социальные гарантии для населения. История не любит слабых и поэтому несостоявшиеся государства рано или поздно обречены на потерю независимости и поглощение более успешными соседями или группой соседей – под красивыми лозунгами об успешном развитии, защиты от потенциальных угроз, интеграции и совместном процветании.
Надеемся, что к Таджикистану это не относится. Но в Душанбе уже пора понять, что одними переименованиями процветания государства точно не добьёшься.
В статье использована информация из asiaplustj.info