"Особенных детей надо понимать, а не жалеть", - считает директор коррекционной школы из Краснодара Эмма Литвиненко. О работе педагогов, подходе к детям , она рассказала в своем интервью. А также о том, почему не стоит боятся коррекционной школы, какими они могут быть и о том, как в идеале может выглядеть инклюзия.
"Я как героиня фильма «Москва слезам не верит» начинала с малого - с воспитателя группы продленного дня - и не думала, что стану руководителем и приду в коррекционную школу, но так сложилась судьба. И я не жалею".
За время работы поняла, что учитель, обучающий детей с ограниченными возможностями, должен любить их вдвойне.
Сегодня, на посту директора, вижу, кто из молодых педагогов останется с нами, а кто нет. Одна из особенностей обучения в нашем учреждении - бесконечное повторение. Да терпения нужно много, но в основном мешает жалость.
Жалеть таких детей нельзя. Их надо понимать, любить и помогать в жизни.
Когда начинаешь воспринимать их с этой позиции, то складывается твоя судьба как педагога.
Мне достался сплоченный коллектив под патронажем замечательных руководителей, чему я очень рада. Наша школа также является базой для практики Кубанского госуниверситета, и к нам приходят молодые специалисты на практику, и во многих из них мы заинтересованы. Будущих звездочек видно сразу.
Молодежь использует современные методики - дефектология не стоит на месте, но, считаю, что российское образование должно строиться на богатом опыте, наработанном нашими мэтрами. Убеждена, что советскую школу дефектологии нельзя перечеркнуть. Именно поэтому наши преподаватели со стажем помогают молодым как наставники.
Еще важное отличие коррекционной школы - постоянный контакт с медиками, и это то, о чем нам говорит наша классическая дефектология. Мы с родителями это проговариваем и инициируем встречи с психиатрами.
Раньше особенных деток старались прятать. Одно время мы даже испытывали нужду в учениках, ходили по комиссиям, так как у нас ощущался недобор.
Сейчас ситуация изменилась: семьи хотят быть включенными в общество, расширяются возможности и перспективы для наших ребят. Вполне нормальные семьи имеют ребенка с синдромом Дауна, с тяжелыми множественными нарушениями. Это может коснуться каждого. Родители годами ждут места к нам, но мы в тесном контакте с департаментом образования города Краснодара, который, в свою очередь, в контакте с родителями. Сообщаем сразу, как только появляется место.
В наших классах - 12 человек, 10 из них - дети с легкой умственной отсталостью, и максимум два ребенка имеют сложный диагноз. Система помогает им адаптироваться.
В нашей школе работают тьюторы - как только появилась такая возможность, мы их сразу же пригласили. Тьютор - как проводник от учителя к ученику. Не ассистент и не нянечка, а тот же педагог. Его задача - адаптировать материал, который дается всему классу, к конкретному ребенку. Также он может отвлечь ученика, если тот устал, и выйти с ним в сенсорную комнату.
У нас имеется опыт разделения, так называемые экспериментальные классы, но, к сожалению, успехом это не увенчалось.
Мое глубокое убеждение: отделять "тяжелых" детей от общей массы нельзя.
Мы в контакте со школами, где есть инклюзивные классы, и как ресурсный центр помогаем им. Направляем методически, консультируем. Нужно общаться, погружать особенных деток в мероприятия.
И при этом прежде, чем вводить ребенка с особенностями в обычный класс, надо готовить к инклюзии родителей и педагогов , во избежание травм у всех. Это большой труд, и результат зависит от педагогов.
Идеальная модель, на мой взгляд, - когда в каждой общеобразовательной школе есть хотя бы один коррекционный класс. Хорошо, если это блок и рядом находятся специалисты, сенсорная комната, и особенные дети выходят на территорию школы, где пересекаются и общаются с обычными детьми, которые, в свою очередь, знают о существовании не таких ребят, как они. Но основную часть времени дети, имеющие диагнозы, должны находиться в своей комфортной среде.
Мы готовим наших детей к трудностям. Да, мы понимаем, что не все смогут жить полноценно, но делаем все возможное: помогаем родителям - они всегда могут прийти к нам, получить консультацию и продиагностировать ребенка. Не нужно бояться.
В этом году у нас было 54 выпускника 9-х классов и 22 - окончили 11-й класс. Все 22 идут в учебные заведения. В Краснодаре они поступают на поварское дело - мы специально ввели кулинарный профиль, чтобы дети смогли получить основы, и затем продолжить обучение. Дальше ребята будут иметь возможность работать в столовых, иногда в ресторанах.
*текст создан на основе интервью Анны Климанц для портала Краснодарские известия.