«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие…» (Лук.17:20).
Чем был вызван этот вопрос? Скорее всего, желанием фарисеев вновь уловить Иисуса, чтобы схватить Его и казнить за богохульство. Вспомним, что проповедь Иоанна Крестителя, начавшаяся за четыре года до этого, а затем проповедь Самого Иисуса содержала главную мысль о приближении Царства Божьего. И суть вопроса фарисеев была следующей: «Ты уже более трех лет проповедуешь о приближении Царства Божьего. Где же оно? И если Ты объявляешь Себя Христом- Мессией, почему оно никак не наступает? Ведь всем известно, что с приходом Мессии как раз и наступает Божье Царство на земле. Когда же уйдут ненавистные римляне? Что-то не заметно никаких признаков их исчезновения. Что же Ты не устанавливаешь Свое мессианское Царство? Скорее всего Ты просто обманщик, а не Мессия, и Тебя нужно побить камнями за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом».
Фарисеи были ослеплены шаблонным пониманием природы Божьего Царства. В их умах, да и в умах всякого иудея, доминировал религиозный штамп: приход Мессии означает приход власти Израиля над всем миром. Власть, слава, почет, авторитет – вот что заботило иудейских религиозных вождей. Ради своего авторитета они были способны на всё, даже на убийство невиновного человека.
Господь раскрывал им характер Божьего Царства в течение трех с половиной лет. Он показал, каков Бог, как Он относится к падшим, увечным, одержимым дьяволом, больным иудеям и не иудеям. Он напомнил им заповеди Божьи, которые они исказили до неузнаваемости. Показал, чем должен быть наполнен Божий закон: правосудием, милостью и верой в Законодателя. И дал им понять, что только с таким духом люди могут претендовать на Небесное гражданство.
Дух Божий должен вначале поменять людей изнутри, обратить их, отвратить от всякого зла, очистить от греховных похотей. Такое человеку невозможно. Такое возможно только Богу. И возможно единственным путем – смерть Мессии, жертва Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира.
«…отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20,21).
«Вы, фарисеи, ждете грандиозных событий с громом и молнией, но Царство Божье начинается не с этого. Оно сначала входит в человека, входит незаметно, как Дух, Который дышит, где хочет, голос Которого слышит человек, но не понимает, откуда это приходит. Прежде чем вы услышите грохот разрушения земного царства, вам нужно услышать голос тихого ветра внутри вас, голос сердца, голос совести, голос покаяния.
Чтобы увидеть путь в Божье Царство, нужно увидеть путь избавления от греха. И путь для этого только один – жертва Агнца Божьего, смерть Мессии, Которого вы ожидаете».
Царство Божье приходит неприметным, то есть невидимым, незримым образом. Это царство духовное, поэтому начинается оно с обновления духа, то есть с покаяния, которое проповедовал Иоанн, а потом и Сам Иисус. «Ибо приблизилось Царство Небесное», оно при дверях сердца человеческого, уставшего от бездуховности.
Можно сказать, что покаяние – это и есть обновление духа, когда человек признаётся себе, что жил как-то не так, что он ищет в мире чистоты, добросердечия, искренности. Что ему чужда всякая злоба и лживость. Что он ненавидит безбожие и ему как воздух нужен Спаситель. Если человек думает так, то недалеко он от Царства Божьего, которое само входит в его жизнь и начинает свою работу подобно тому, как работают дрожжи в тесте.
Интересно, что, когда Иисус говорит о Царстве ученикам, Он говорит нечто противоположное тому, что говорил до этого фарисеям.
«Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: «вот, здесь», или: «вот, там», - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лук.17:22-24).
И те, и другие желали увидеть день Сына человеческого, но одним сказано, что Мессия придет неприметным образом, а другим – что Он придет так, что не заметить этого будет невозможно.
Почему так по-разному Иисус представил день Сына человеческого?
Видится две причины. Первая касается того, о чем мы говорили чуть ранее: духовное Царство Божье начинается с изменения духа в человеке. Это происходит внутри человеческого разума и сердца. Это покаяние и обращение. Нераскаявшимся фарисеям нужно одно, покаявшимся ученикам – другое.
Вторая причина – Иисус говорит о разных днях, то есть о первом и втором пришествиях Мессии. И если первый Его приход связан не с разрушением планеты, а с разрушением греха в человеке, с покаянием, прощением, обретением нового сердца, духовных приоритетов и ценностей, нового направления жизни, то Второе пришествие — это гибель оскверненной грехами земли и всех дел на ней. Это отмщение нечестивым, кто отверг Божью милость и прощение, кто погряз в своих беззакониях и своем зле. Тем, кто в своей злобной ярости не щадит никого, особенно верующих в Христа. Тем, кто так и не научился любить Бога и ближнего своего. И если нет в сердце этой любви, такое сердце оказывается заполненным духами злейшими. В такое сердце входит сатана, как он вошел в Иуду Искариота.
Второе пришествие Христа ознаменует собой явление Божьей славы, сияния которой греховный мир не выдержит. Он должен будет исчезнуть в этом огне. От Земли не останется абсолютно ничего, кроме бесформенной обугленной глыбы.
Чем описание Луки отличается от Матфея и Марка?
Тем, что у Луки Иисус говорит все это, находясь в Самарийской области. У Матфея Господь рисует картину Второго пришествия, находясь в Иерусалиме. Иисус открыл ученикам, что от храма не останется и камня на камне, а затем обозначил признаки приближающегося Второго пришествия в ответ на просьбу учеников. У Луки же мы читаем об ответе фарисеям, а затем идут наставления апостолам. Эти наставления перекликаются с признаками Второго пришествия в 24 гл. Матфея и 13 главе Марка.
Но это не то же самое событие. Есть различия в словах Христа. Например: «Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» (Лук.17:25). Эти слова говорят об условиях, при которых вообще возможно наступление Божьего Царства.
Иисус многократно пытался донести до учеников мысль о Своих страданиях и Своей жертве. Утвердить и подготовить их к тому, что они должны были пережить и чему стать свидетелями – распятию Мессии. Никто не ожидал такого поворота. Все ждали Мессию – победителя, но никак не Мессию – жертву. Этими настроениями в народе были вызваны слова Иисуса о том, что Ему надлежит «быть отверженным родом сим».
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лук.17:26,27).
Когда-то таким же отверженным был Ной со своими призывами строить ковчег и предупреждениями о грядущем потопе. Похожая ситуация сложилась как во дни Сына человеческого, так она сложится и к тому моменту, когда Он придет во второй раз. Ничего не меняется. Люди греховные останутся такими же, какими они были во дни Ноя. Их привязанность к мирским заботам не позволит им принять Божью благодать к покаянию и вере.
«Ели, пили, выходили замуж» - что в этом плохого? Это же естественные потребности человека. Но беда в том, что допотопные люди были заняты только этим, были поглощены заботами о плоти настолько, что отвергли весть спасения. Отвергли Евангелие, а значит и все возможности спасти свою жизнь. День и час потопа застал их врасплох.
Они отмахивались от проповедей Ноя, считая потоп совершенно невозможным. Он верили современной науке, которая отвергала даже малейшую вероятность дождя. «Живите спокойно», - уверяли людей ученые мужи. «Законы природы неизменны. Они опровергают выдумки этого сумасшедшего Ноя».
Нечто подобное происходит и сегодня. Современная наука строит различные сценарии конца света, но ни один из них не включат в себя Второе пришествие Христа. Ни один из них не призывает людей к покаянию, к вере, к изменению образа жизни. «Живите спокойно. Человечество обязательно найдет способ спасти себя».
«Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» (Лук.17:28,29).
Цивилизация человечества развивается, увеличивается срок жизни, умножаются средства облегчения труда, бытовая техника, электроника, связь, транспорт, способы развлечений. И это здорово. Беда в том, что люди отодвинули отношения с Богом на дальний план, вспоминая о Нем только тогда, когда им плохо. Или вообще не вспоминают.
Положение человечества похоже на ситуацию с Лотом, когда он жил в Содоме. Наш мир ускоренными темпами превращается в тот самый Содом, о чем говорят сегодня установление около я 80-ти видов гендеров. Остается только дойти до состояния нетерпимости по религиозным вопросам, чтобы объявить гонения на инакомыслящее меньшинство со стороны официальных религий. Тогда уже не будет никакого сдерживающего фактора огненному дождю с неба.
С чем мы подойдем к этому моменту? Каким будет наш характер? Какими будут отношения с Христом? Именно это решит нашу вечную участь. «Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:30).
Что нам делать, чтобы укрепить наши отношения с Богом? Как вести себя, чтобы день тот не застал нас внезапно?
Иисус дает совет: «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад» (Лук.17:31).
К такому поведению необходимо готовить себя постоянно, ежедневно, заранее. Когда горит дом, мы стараемся спасти самое ценное – паспорт, деньги, ценности. Мы готовы рискнуть жизнью, чтобы вырвать из огня хоть что-нибудь. Но из огня, который заполыхает от Божьей славы, ничего невозможно будет вырвать. Да и зачем? Вот главный вопрос: с какой целью мне спасать вещи из своего дома, рискуя жизнью? Как я смогу потом воспользоваться моим паспортом или свидетельством о рождении? Что я смогу купить на денежные купюры или припрятанное золото?
Спасать документы и ценности из дома в день Второго пришествия Христа – это абсолютное безумие. Делающие это инстинктивно полагают, что каким-то образом выживут среди бушующего огня и смогут затем воспользоваться спасенным добром. Но так поступят только те, кто был далек от Бога и поступал вопреки Слову Божьему. Кто не приучил себя в течение своей жизни следовать наставлениям Христа и таким образом оказался в огне гибнущего мира. Кто не смог возлюбить Господа всем сердцем и всею крепостью своей и ближнего своего как самого себя.
«Вспоминайте жену Лотову» (Лук.17:32).
Огонь Второго пришествия уничтожит всё, подобно потопу во времена Ноя и огню вечному, который уничтожил Содом и Гоморру. Неужели что-либо из нашего гибнущего мира можно будет использовать в Божьем Царстве? Что мы хотим взять с собой туда? Вся Земля будет выжжена и переплавлена небесным огнем. Здесь абсолютно всё потеряет свою ценность. Тем более в Царстве Небесном. Всё, кроме одного – человеческой жизни. Только она всегда и везде имеет ценность как для нас, так и для Бога.