Продолжаем раскрывать секреты русской орфографии. Работаем с заданием 10 ЕГЭ.
ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ БЕЗ ПРОБЛЕМ ВЫПУСКНИКУ СДЕЛАТЬ ЗАДАНИЕ 10 НА ОТЛИЧНО.
Напомним, что входит в задание 10:
"Правописание приставок"
"Гласные Ы-И после приставок"
"Правописание разделительных Ъ, Ь"
Проработаем вторую часть задание 10 ЕГЭ: «Гласные Ы-И после приставок», «Правописание разделительных Ъ, Ь».
"Правописание приставок" можно посмотреть тут:👍 ЧАСТЬ 1.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Какие бывают приставки и как их писать, мы рассмотрели в предыдущей публикации. Напомню базовые позиции задания 10:
1. Прежде чем вставлять букву, определи, в какой части слова она находится (мы же помним, что разные части слова пишутся по разным правилам).
2. Когда в слове виден корень, проблем с написанием приставки или другой морфемы нет (ведь мы знаем, какое правило применить!)
Почему мы начали именно с приставок, а не с Ъ, Ь или с гласных Ы-И? А всё потому, что эти темы также "привязаны" к приставкам.
Если вы забыли классификацию приставок, то загляните в👍ЧАСТЬ 1.
Давайте сравним пары слов (ПРИМЕР 1):
играть – разыграть
интересный – безынтересный
июльский – предыюльский
инфаркт – предынфарктный
Сложно писать слова, размещённые во втором столбике? Большинство скажет: НЕТ! А всё почему? Потому что работает фонетический принцип написания, т.е. как слышу, так и пишу.
К сожалению, в русском языке этот принцип редко срабатывает. Большинство правил основаны на морфологическом принципе написания (96% всех слов подчиняется ему), т.е. важна именно структура слова.
Слова разыграть, безынтересный, предыюльский, предынфарктный написаны согласно своему произношению!
А вот другой набор слов (ПРИМЕР 2):
игра – контригра
инспектор – субинспектор
исламизм – панисламизм
информация – дезинформация
Почему в этих словах не работает фонетический принцип написания, ведь, согласно произношению, нужно написать Ы? А ответ прост: МЫ ИЗУЧАЕМ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИМЕННО РУССКИХ МОРФЕМ!
В первом примере даны слова с РУССКИМИ приставками (РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ИЗ-, НАД-, ПОД-, С- и т.д.), потому после них пишу Ы (согласно особенностям русского произношения И переходит в Ы).
Во втором примере даны слова с НЕ РУССКИМИ приставками (КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН-, ДЕЗ-, ПОСТ- и т.д.), потому после них пишу И (иностранные приставки русским правилам не подчиняются, поэтому перехода И в Ы нет).
СРАВНИМ:
сЫмпровизировать – С – русская приставка
розЫск – РОЗ – русская приставка
изЫскать – ИЗ – русская приставка
подЫтожить – ПОД – русская приставка
И…
постИмпрессионизм – ПОСТ – не русская приставка
суперИгра – СУПЕР – не русская приставка
трансИорданский – ТРАНС – не русская приставка
дезИнтеграция – ДЕЗ – не русская приставка
Теперь некоторые нюансы данного правила:
🔥1. Русские приставки, после которых пишем Ы, должны заканчиваться только на СОГЛАСНЫЙ.
После приставок на ГЛАСНЫЙ перехода И в Ы нет (заиграть, доисторический, поимённо). Мы же помним про фонетический принцип написания – как слышу, так и пишу (в словах заиграть, доисторический, поимённо никакого Ы мы не слышим)!
🔥2. В слове ВЗИМАТЬ пишу И.
Учебники говорят о том, что это слово-исключение (ВЗ – русская приставка, но перехода в Ы нет!) Но, на самом деле, здесь снова работает принцип фонетического письма – слово пишется согласно своему произношению!
Кстати, слово это интересное: одни учёные говорят, что приставки здесь нет (корень ВЗИМА-), другие утверждают, что в слове корень -ИМ-, а ВЗ– приставка.
Здесь, действительно, использован древнеславянский глагольный корень -ИМ- (имеет значение "поймать", "схватить", "взять") и не очень распространённая в русском языке приставка ВЗ- (потому многие лингвисты включают её в корень, отсюда и путаница).
🔥3. Есть две исконно русские приставки на согласную, после которых сохраняется буква И: МЕЖ- и СВЕРХ- (межИнститутский, сверхИнтересный).
В чём причина того, что эти приставки выбились из общего правила? А всё потому, что есть другие правила русского языка, которые мешают нам здесь писать Ы. Догадались? Подсказываю:
✔️ ЖИ-ШИ пишу с И (межИздательский, межИгровой, межИнститутский). Просто!
✔️ После Г, К, Х в русский словах Ы не пишется (сверхИскусный, сверхИнтересный, сверхИмпульсивный). Просто!
А теперь вопрос для самых внимательных.
Какую букву вы напишите в словах и почему: мед…нститут, спорт..нвентарь, двух…глый?
Правильный ответ – И. Почему? Потому что НЕЛЬЗЯ ОТХОДИТЬ ОТ ПРАВИЛА! Букву Ы пишу после русских приставок, а мед, спорт и двух – это не приставки, а корни (а в слове двух ещё и с соединительной морфемой: ДВ- корень, -УХ – соединительная морфема).
Теперь следующий вопрос: правила написания разделительных Ъ и Ь.
И снова строение слова играет важную роль. Для каждого знака закреплено своё место.
Твёрдые знаки, как грибы под ёлками, растут под приставками (предЪянварский, сверхЪестественный, подЪёмный, разЪезд).
Но здесь помни: Ъ стоит только перед гласными Е, Ё, Ю, Я!
Кстати, приставки могут быть любыми, русскими и не русскими (инъекция, конъюнктура, адъютант, фельдъегерь).
Мягкий знак никакого соседства не любит, стоит в корне (чаще всего) или в суффиксе перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И, О (крестьянин – корень КРЕСТЬЯН-, друзья – корень ДРУЗЬ-, сырьё – корень СЫРЬ-, бульон – корень БУЛЬОН-, зимовье – суффикс -ОВЬ-).
👍 И ещё. Твёрдый знак, кроме указанной позиции, может встретиться в сложном слове после частей ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- (наличие гласных Е, Ё, Ю, Я обязательно!): двухъядерный, трёхъязычный,
А какой знак вы напишите в словах и почему: дет…ясли, ин..юрколлегия, гос…юриздат?
Правильный ответ – никакой. Почему? ДЕТ-, ИН-, ГОС – это не приставки, а корни (слова-то сложносокращённые: детские ясли, иностранная юридическая коллегия, государственное юридическое издательство). А значит Ъ написать не могу. Для мягкого знака нет нужного произношения (знак хоть и разделительный, но мягкий, а значит должно быть мягкое произношение, которого нет). Это простая логика рассуждений для тех, кто знает правило.
Ещё раз ссылочка для тех, кто хочет прочитать первую часть материала "Правописание приставок": 👍 ЧАСТЬ 1.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Для всех желающих записаться на бесплатную диагностику знаний или записать своего ребёнка, чтобы гарантировать 100-процентный результат на ЕГЭ, вот адресок: ✔️@savcenko_russEGE
Кстати, уже на моём канале вышел материал с ТЕСТОМ по данному заданию 10. Если хотите проверить свои знания на практике, вам сюда: 👍 ТЕСТ! ТЕСТ! ТЕСТ!
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь материал был полезен и ребятам, и взрослым.
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи ЕГЭ на 100 баллов! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!