Министерство образования утвердило адаптированные федеральные образовательные программы для учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в начальной и основной школе.
Данные документы вступили в силу с 2 апреля 2023 года. Подобно другим федеральным программам, использование этих адаптированных образовательных программ требуется только при реализации аккредитованных учебных программ.
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования и ОВЗ обучение
Адаптированная федеральная образовательная программа начального общего образования для учащихся с особыми образовательными потребностями (ФАОП ОВЗ НОО) является неотъемлемой частью реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ОВЗ(ограниченные возможности здоровья).
Программа ФГОС ОВЗ начального общего образования предоставляет несколько вариантов программы для восьми категорий детей с особыми образовательными потребностями:
1) Для глухих учащихся разработаны четыре варианта программы (1.1–1.4).
2) Для слабослышащих и позднооглохших - три варианта (2.1–2.3).
3) Для слепых - четыре варианта (3.1–3.4).
4) Для слабовидящих - три варианта (4.1–4.3).
5) Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи - два варианта (5.1, 5.2).
6) Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - четыре варианта (6.1–6.4).
7) Для учащихся с задержкой психического развития - два варианта (7.1, 7.2).
8) Для учащихся с расстройствами аутистического спектра - четыре варианта (8.1–8.4).
Каждый вариант ФАОП ОВЗ НОО состоит из:
- целевого,
- содержательного,
- организационного разделов.
Программы обучения ОВЗ НОО включают ряд документов:
1) федеральный учебный план для детей с овз,
2) федеральный календарный учебный график,
3) федеральные рабочие программы учебных предметов,
4) курсов дисциплин и других компонентов,
5) федеральную рабочую программу воспитания,
6) федеральный календарный план воспитательной работы.
Эта учебно-методическая документация определяет базовый объем и содержание образования уровня начального общего образования и предусмотренные результаты обучения.
Если у учащегося имеется инвалидность, то помимо ФАОП НОО также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) для создания специальных условий обучения и организации психолого-педагогической помощи.
📎Скачать бесплатно Приказы и программы ФАОП НОО для детей с ОВЗ
Федеральная адаптированная образовательная программа общего образования (ФАОП ООО)
Федеральная программа предусматривает несколько вариантов программы для семи категорий учащихся с особыми образовательными потребностями:
- Для неслышащих обучающихся, предусмотрено четыре варианта программ (1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2), которые также могут быть использованы для обучения детей с нарушением слуха в зависимости от их психофизического состояния и развития.
- Для учащихся со слепотой предусмотрено два варианта программы (3.1, 3.2).
- Для учащихся со слабовидением предусмотрено два варианта программы (4.1, 4.2).
- Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено два варианта программы (5.1, 5.2).
- Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрено два варианта программы (6.1, 6.2).
- Для учащихся с задержкой психического развития предусмотрен вариант программы (7).
- Для учащихся с расстройствами аутистического спектра предусмотрено два варианта программы (8.1, 8.2).
Каждый вариант ФАОП ООО состоит из:
1) целевого раздела,
2) содержательного раздела,
3) организационного раздела.
Данные разделы включают следующие документы:
1) федеральный учебный план,
2) федеральный календарный учебный график,
3) федеральные рабочие программы учебных предметов,
4) курсы дисциплин (модулей) и других компонентов (обязательно включая федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ),
5) федеральную рабочую программу воспитания,
6) федеральный календарный план воспитательной работы.
Эта документация определяет основной объем и содержание образования на уровне общего образования и планируемые результаты обучения.
Если у учащегося имеется инвалидность, то помимо ФАОП ООО также рекомендуется разработать индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) для создания специальных условий образования и организации психолого-педагогической помощи.
📎Скачать бесплатно Приказы и программы ФАОП ООО для детей с ОВЗ
Влияние ФОАП на обучение детей с ОВЗ
Формирование ФОАП для детей с ОВЗ играет значительную роль в их образовательном процессе.
ФОАП представляет собой специально адаптированный план обучения, созданный с учетом индивидуальных потребностей и способностей каждого ребенка с ОВЗ.
Воздействие ФОАП на образование детей с ОВЗ следующее:
- Индивидуальный подход: ФОАП позволяет создавать образовательную среду, адаптированную к конкретным потребностям каждого ребенка с ОВЗ. Это способствует более эффективному их обучению, учитывая их уровень умственного и физического развития.
- Улучшенная доступность: ФОАП включает в себя разнообразные методы обучения и оценки знаний, что может помочь детям с ОВЗ лучше усваивать материал. Это также включает использование альтернативных коммуникационных методов и средств для тех, кто имеет ограниченные коммуникационные способности.
- Специализированные ресурсы: В рамках ФОАП могут быть предоставлены дополнительные материалы, оборудование и технические средства, которые облегчают обучение детей с ОВЗ. Это включает использование технологий, специализированных пособий и помощь ассистентов.
- Социальная интеграция: ФОАП способствует созданию условий для включения детей с ОВЗ в общественную среду, содействуя их социальной адаптации и развитию социальных навыков.
- Развитие потенциала: ФОАП может помочь выявить таланты и способности детей с ОВЗ, которые могли бы остаться нераскрытыми в обычной образовательной среде.
- Сотрудничество: ФОАП предполагает активное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей для достижения наилучших результатов в образовании детей с ОВЗ.
- Повышение самооценки: Подход, ориентированный на индивидуальные потребности, может помочь детям с ОВЗ развивать уверенность в своих силах и улучшать их самооценку.
Таким образом, ФОАП существенно влияет на образование детей с ОВЗ, предоставляя им равные возможности для получения качественного образования, развития и успешной интеграции в общество.
📎Скачать бесплатно 22 шаблона документов для работы с детьми с ОВЗ
Пройти повышение квалификации учителю
В онлайн институте ЕВИДПО можно пройти повышение квалификации учителю и получить удостоверение.
Обучение проходит онлайн в сжатые сроки.
По итогам обучение вы получите похожий диплом. Все документы мы вносим в единый реестр ФИС ФРДО:
ИТОГИ:
Важно помнить, что успешная реализация образовательных программ для детей с ОВЗ требует дополнительных ресурсов, специальной подготовки педагогов, а также гарантированной поддержки со стороны образовательных и государственных органов.
Развитие инклюзивной образовательной системы - это долгосрочный процесс, требующий постоянного усилия и внимания к потребностям всех участников.
В целом, обучение детей с ОВЗ по специальным адаптивным программам дает возможность каждому ребенку развиваться и достигать своего потенциала, учитывая его индивидуальные особенности и способности.