Найти тему
Bizmedia.kz

Долгосрочный прогноз ФРС по ВВП неутешителен

   Фото: © AP Photo / Patrick Semansky Эрлен Абдулманов
Фото: © AP Photo / Patrick Semansky Эрлен Абдулманов

После нескольких лет сомнений относительно медленного восстановления экономики США после рецессии 2007-2009 годов Федеральная резервная система (ФРС) пришла к такому выводу на своем сентябрьском заседании в 2016 году, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Reuters.

Согласно стенограмме заседания, на котором политики снизили прогноз среднесрочного роста ВВП до 1,8%, ФРС Нью-Йорка, представленный Джоном Уильямсом, тогдашним главой ФРС Сан-Франциско, отметил, что типичный рост экономики США на уровне 2,5% или более в год «стал невозможным» из-за низкой производительности труда и старения населения.

Однако, в следующие три года и даже после пандемии, которая изменила мир, США превзошли это предполагаемое ограничение: рост превысил 1,8% в 21 из 28 кварталов, включая период годового роста в размере 2,5% между заседанием ФРС в 2016 году и началом пандемии коронавируса, а средний рост составил 3% до сегодняшнего дня при президенте Джо Байдене.

Пандемия, которая сильно сказалась на экономическом росте в течение двух кварталов 2020 года, и последующие правительственные меры в миллиардах долларов, принятые в ответ, затрудняют понимание предстоящих тенденций.

Когда в конце этой недели политики соберутся на ежегодный исследовательский симпозиум ФРС в Джексон Хоул (штат Вайоминг), они столкнутся с экономикой, находящейся в движении. Рост рабочей силы в США превзошел ожидания, строительство в обрабатывающей промышленности оживилося, глобальные цепочки поставок изменились, инфляция остается высокой, а производительность труда начинает расти.

Однако политики, скорее всего, не сменят своего осторожного взгляда на экономический потенциал США. Замедление роста населения заложено в прогнозы, иммиграция остается сложным вопросом, а повышение производительности труда предсказать трудно.

В этом месяце экономисты из компании BlackRock выразили более жесткое мнение о «стагнации полной занятости». Они предполагают, что потенциальный рост экономики США может составить всего 1%, учитывая выход поколения «детского бума» на пенсию, нестабильность инфляции и дефицит рабочей силы.

Однако в последние годы политики были удивлены и начали более широкий разговор. Некоторые из них анализируют, насколько повысились, например, базовые процентные ставки, а другие прямо наблюдают, что люди продолжают вести себя не так, как ожидают эксперты.

Например, с сентября 2016 года по 2019 год численность рабочей силы в США росла вдвое быстрее, чем считалось возможным со стороны ФРС. Этот рост продолжался после восстановления числа свободных работников после пандемии и достижения прежнего максимума.

«Способность привлекать людей в рабочую силу оказалась гораздо выше, чем предполагали защитники», — сказал Адам Позен, бывший сотрудник Банка Англии, ныне президент Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне. Он назвал неправильную трактовку этого вопроса со стороны Центрального банка США «серьезным провалом», который может исказить анализ состояния экономики.

В ОСНОВНОМ ЛИ ЭТО ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА?

Однако, чтобы свободные работники могли увеличить экономический выпуск, им необходимо заняться чем-то. С 2016 года политика разных администраций Трампа и Байдена случайным образом сочеталась и позволяла сохранять рабочие места и экономический рост на уровне, превышающем потенциальную оценку ФРС.

Под руководством бывшего президента Дональда Трампа снижение корпоративных налогов и другие изменения стимулировали рост, который удивил центральный банк. После его преемника, президента Джо Байдена, введение мер, связанных с энергетикой, технологиями и инфраструктурой, привело к буму в обрабатывающей промышленности. Оба президента дополнили программы восстановления после пандемии, которые до сих пор стимулировали расходы потребителей и местных органов власти.

В феврале 2020 года уровень безработицы, достигнутый Трампом до введения программы COVID, составлял 3,5%. При Байдене он оставался практически на том же уровне с марта 2022 года, и экономика продолжала создавать примерно 200 тысяч рабочих мест в месяц.

Однако, по словам главного экономиста аналитического центра Conference Board Даны Петерсон, такой рост является неустойчивым. Она отмечает, что превышение потенциального роста не отражает изменений в экономической ситуации, и сейчас сталкивается с двумя препятствиями.

Первое препятствие — это растущий государственный долг. Хотя некоторые заемные средства, привлеченные в последние годы, могут улучшить экономические показатели благодаря инфраструктурным проектам и другим инициативам, Петерсон считает, что в конечном итоге это приведет к замедлению темпов роста и инвестиций.

Вторым препятствием является ФРС. Центральный банк борется с высокой инфляцией, связанной с пандемией и принятыми в ответ мерами, путем повышения процентных ставок, с целью снижения экономического роста до нормального уровня.

В пятницу председатель ФРС Джером Пауэлл должен выступить на конференции в Джексон Хоул.

ФРС повысила процентные ставки на 5,25 процентных пункта с марта 2022 года, но пока не видит такой сильной реакции экономики, как ожидалось. Во втором квартале объем производства в США вырос на 2,4% год к году, и, возможно, в третьем квартале ожидается дальнейший рост. Хотя многие экономисты считают, что замедление роста неизбежно, продолжительность устойчивого роста может привести ФРС к принятию мер на основе текущего экономического положения.

Прогнозы политиков ФРС относительно потенциального экономического роста США сократились за последние десять лет: с уровня около 2,5% до 1,8% в июне 2023 года, согласно последним прогнозам.

«В ближайшие полгода-год, вероятно, наступит рецессия, и это взаимосвязано с действиями ФРС», — заявил Петерсон из Conference Board. «После этого мы ожидаем переход к фазе более медленного роста».

   Долгосрочный прогноз ФРС по ВВП неутешителен Эрлен Абдулманов
Долгосрочный прогноз ФРС по ВВП неутешителен Эрлен Абдулманов

НОВЫЙ РЕЖИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ?

Имеется альтернативная точка зрения, отсылающая к середине 1990-х годов, когда бывший председатель Федеральной Резервной Системы (ФРС) Алан Гринспен утверждал, что ускорение экономического роста связано с технологическими усовершенствованиями, позволяющими работникам производить больше продукции за час и способствующими росту экономики без инфляции. Под давлением коллег, требующих повышения процентных ставок при ускорении экономического роста, Гринспен смог приспособиться к изменениям вместо того, чтобы противостоять им.

В начале пандемии некоторые экономисты предположили, что изменения в применении технологий или переход на удаленную работу могут повысить производительность труда.

На прошлогодней конференции в Джексон-Хоуле экономист ФРС Сан-Франциско, специалист по производительности труда Джон Фернальд и его коллега Хуэйю Ли отметили, что хотя пандемия изменила некоторые отраслевые тенденции, основной «режим медленного роста» производительности труда, увеличивающейся примерно на 1,1% в год, остается неизменным. По сравнению, в период с 1995 по 2005 год производительность труда росла примерно на 2,5% в год.

Тем не менее, во втором квартале этого года производительность выросла на 3,7% годовым темпом, и ожидания значительного роста в текущем трехмесячном периоде «дают проблески надежды на то, что тенденция роста производительности повышается», — отметил в этом месяце Майкл Фероли, главный экономист JPMorgan в США. По его мнению, это изменение «может иметь некоторые перспективы», так как рост инвестиций в программное обеспечение и обработку информации, возможно, указывает на распространение приложений искусственного интеллекта.

Возможно, для ФРС это не столь значимо, поскольку инфляция остается высокой. Однако это может способствовать продолжению экономического роста даже при охлаждении цен, что станет еще одной опорой для «мягкой посадки», на которую рассчитывает ФРС, и возможным свидетельством растущего потенциала.

«Очень сложно делать долгосрочные выводы на основе последних лет», — отметил Антулио Бомфим, глава глобальной макроэкономической группы по операциям с фиксированным доходом в Northern Trust Asset Management и бывший старший советник Пауэлла. Однако «несмотря на это… я бы рассматривал баланс рисков в качестве фактора, способствующего повышению».

Читайте также:

Bizmedia.kz — в Телеграм, Инстаграм, Фейсбук, GoogleNews и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.