Приветствую. Думаю, многие знакомы с серией игр Fallout. Игры серии уже давно стали классикой видеоигр и в частности жанра постапокалипсис. Но если Fallout можно назвать постапком здорового человека (насколько можно конечно назвать здоровым фанатом такого жанра), то Kenshi это постапок курильщика.
Преимущественно, игру разрабатывал один мужик - Крис Хант, и делал он это на протяжении почти 12 лет. И заходя вперед, скажу что эти годы он потратил не зря. В 2013 году, игра вышла в ранний доступ в Steam, где вскоре и получила довольной большой прирост аудитории. А через 5 лет вышла в релиз.
Но от создания, перейдем к начинке. Игра предоставит новичку несколько сценариев, которые определят где вы начнете, сколько персонажей у вас под контролем будет и насколько они вообще живые, а далее выбор расы (их тут 4, но есть и подрасы).
Лично я, начинал со странника. Старт на самом деле сбалансированный (насколько вообще "баланс" применим к этой игре) и даст вам прочувствовать все печали и радости сего проекта.
Итак, вы появились, что дальше? В большинстве PRG вас встречает хоть какое-то обучение, квесты или хоть что-то подобное, но не тут. Вас бросают посреди пустоши, в каких-то тряпках и с палкой в руках и тысячей кат (местная валюта). Все это сопровождается поначалу не особо понятным интерфейсом.
Однако не теряя надежды начинаешь исследовать этот мир, и сталкиваешься с первыми врагами - пыльными или голодными бандитами, и с мыслями "Ну бомжи же, сейчас разнесу по быстрому" устремляешься на встречу к своему первому провалу. Дело в том, что местные "бомжи" в любом случае будут превосходить новичка на старте, и это может длится очень и очень долго, пока игрок не найдет лазейку (например натравить бандитов на стражу какого-то бара или города) или не забьет на свои похождения и обнаружит что в этой игре можно мародерствовать или добывать руду и продавать ее.
И в первом случае, вас ждет довольно увлекательная штука - искать поля сражений между конфликтующими фракциями и собирать шмот с тех, кто лежит без сознания или вовсе умер. И тут же, можно обнаружить объект вашего дальнейшего самоутверждения - потерявшие конечности. Данные противники в большинстве своем не окажут достойного сопротивления и вы сможете их вынести и прокачать свое умение пользоваться оружием.
А во втором, вы столкнетесь с часами бесконечного повторения одних и тех же действий - накопал руду, продал руду, купил шмотку (либо все же сохранил каты). И так до момента когда по вашему мнению, накопится достаточная сумма (у многих знакомых кто описывал свой геймплей по такому сценарию, да и у меня, эта граница была где-то на 10-20 тысячах).
И что же дальше? А дальше, уже хоть немного освоившись с игрой, интерфейсом, а может быть и полазив по вики, вы идете исследовать этот огромный мир. Тут то и кроется как по мне, один из главных плюсов игры - мир и его лор.
Здешний мир представляет из себя огромный материк, разделенный на территории 3 больших фракций (Шеки, Святая нация и Союзные города) и на регионы либо не контролируемые вовсе никем, либо маленькими фракциями, коих здесь огромное множество.
Шеки - гуманоидные существа с пластинами на теле. У них признан культ воина и они славятся своими воинами (хотя в последних конфликтах все же проигрывают).
Святая нация - белые фанатики-теократы, которые борются с женщинами, шеками, и Союзными городами, верят в Окрана и за собой их ведет лорд Феникс с инквизиторами. А еще они терпеть не могут скелетов (роботы) и даже если у вашего персонажа просто установлен протез, то он автоматически для них враг.
Союзные города это странная помесь полисов, торговых республик и... японских дайме? Иначе это довольно сложно описать (хотя стоит признать что в игре много вещей из Японии, так например катаны, сакэ, несколько доспехов и в некоторых моментах стилистика). Заправляет всем этим Император Теньгу - довольный слабый по сравнению не то что с другими правителями, а иногда даже с просто сильными бойцами. В СГ запрещено быть бедным, а поэтому, если с собой не так много катов, а противопоставить страже вы ничего не можете, лучше туда не соваться, однако данный ивент может сработать и в вашу пользу, вам дадут шаурму и пропустят в город.
Но одними фракциями мир Kenshi не кончается - в мире множество интересных мест, так например, недалеко от рабского лагеря "Возрождение" есть река в каньоне, где будут полу-затопленные здания и в одном из таких будет персонаж, продающий одни из лучших доспехов в игре.
В локации севернее этой же реки (если я не ошибаюсь в локализации называется Пойма) находится болото, по которому бродят механические пауки, а в центре стоит башня со скелетом, с которым будет интересный диалог и которого можно завербовать.
И вот такие, казалось бы мелочи, как нпс в центре пустынной локи, добавляют игре просто мощнейшую атмосферу. Ты бегаешь по миру, без каких либо задач, без особого сюжета, но посещая места и начиная диалог с местными, можешь узнать очень много интересного о мире, прошлом и особенностях здешних рас. (Спойлер - Король Улья у роев, является роботом).
К слову об атмосфере - здесь просто потрясающий саундтрек. Мне он навеял какую-то тоску и в тоже время спокойствие. Напомнило Mad Max, но в несколько ином антураже.
Однако насколько прекрасна здесь атмосфера, настолько же ужасна оптимизация и сам движок - куча лагов, долгие подгрузки, иногда багуются персонажи. Конечно понятно, что 1 человек который изначально даже программировать не умел с первого раз ну чисто физически на тот момент не мог сделать лучше, но все же играть из-за этого порой больно, хотя к этому привыкаешь, а если накатить пару модов, то и вовсе перестаешь замечать.
И не знаю к плюсу или к минусу отнести здешний геймплей - с одной стороны, он прекрасен в своем многообразии, тебя почти ничего не сдерживает, воруй, убивай, строй свой город, выращивай наркоту и толкай ее потом в СГ (осуждаю любые наркотики, их распространение и употребление), грабь руины или создай себе цель, ну например освободить всех рабов в игре, присоединись к соответствующей фракции и начни громить всех кто хоть как-то замешан в работорговле, да тут лидеров фракции можно похитить и посадить в клетку посреди пустыни.
Но в тоже время - это максимально душно и нудно. Игра довольно долго разгоняется, показывая что тут есть, но когда уже разогналась - становится просто не интересно. Ты либо построил свой город к которому никто не подойдет, либо раскачал персонажей, до того, что они выносят "на раз" любых противников. И как сказал один из обзорщиков "Kenshi, это песочница в которую забыли насыпать песка" и в чем-то он прав, ибо огромная игра и интересный мир, перекрываются тем, что в игре нет каких-то интересных активностей (что уж говорить, сам разработчик смеется над отсутствием квестов, при разговоре с Теньгу) или каких-то ориентиров. Ты просто качаешься, богатеешь, выносишь всех.
Конечно, к этому моменту люди узнают о модах расширяющих игру, а некоторые (в их числе был я) находят здешний редактор и создают свои моды, но и это временная мера, которая только оттягивает пресыщение от игры.
В заключении, я могу сказать что Kenshi, это прекрасный образчик RPG в своем жанре и сеттинге, но в тоже время довольно скучный уже для наигравших порядка часов 50 игроков. Людям становится нечего делать, даже придумывая себе истории и сюжет. К слову о них, контентмейкеры делающие что-то типо сериалов по Kenshi, иногда повторяют друг друга и отыгрывают во многом однообразно, и смотреть на это также довольно скучно.
Порекомендовал бы я кому-то данную игру? Определенно да!
Понравится ли она вам? Не знаю. Игра не особо хардкорная, но порог входа все равно выше чем у большинства подобных игр.
8/10.
Благодарю за внимание, извиняюсь за некоторую комковатость статьи, был вынужден несколько раз отлучиться при написании, да и это было пробой пера.