Всем привет! Очень часто нас спрашивают, каким способом можно усилить балку заднего моста автомобиля Нива. На рынке присутствует несколько распространенных решений, о достоинствах и недостатках которых будет эта статья.
Для сравнения усилителей между собой нам пришлось провести серию испытаний мостов на изгиб.
Для этого мы приварили усилители к мостам и взяли обычный, штатный не усиленный мост.
Испытания проводились на специальном стапеле, на котором мост жестко фиксируется за фланцы ступиц. Так же в чулок установлен корпус редуктора и через весь мост пропущен вал через специально изготовленные в размер вала, бугеля редуктора.
Для оценки усиливающих качеств нам пришлось приложить усилие в 3т при помощи гидравлического домкрата. Усилие регулировалось по установленному в домкрат манометру и не превышало 15Мпа, что как раз в наших условиях равнялось примерно 3м тоннам нагрузки.
Получившиеся результаты нас немного удивили.
Самым стойким к деформации оказался мост усиленный Т-образным профилем, за ним идет П-образный и на последнем месте усилитель под номером 3.
Т-образный усилитель
Самым сложным и трудоемким в работе оказался т-образный усилитель. Пришлось долго повозиться с его установкой. Можно конечно было приварить как есть, навалив кучу сварки в образовавшиеся зазоры,
Но наши мастера так не умеют, и поэтому стали делать сразу - как надо - доработали усилитель болгаркой по месту.
Главное, чтобы зазор между усилителем и мостом был минимальный.
Так же пришлось дорабатывать вторую, горизонтальную балку и подогнать все кронштейны.
Мы думали, что это такое несовершенное изделие и попросили нашего конструктора изготовить другой образец и при его приварке столкнулись практически с теми же нюансами, как и в первом случае.
Видимо качество самих заводских мостов гуляет от партии к партии.
К тому же, данный вариант усиления вносит изменения в кинематику работы подвески за счет переноса кронштейнов тяг и чашек пружин и дает лифт задней подвески 50мм.
Стойкость к деформации такого усилителя получилась самая высокая, при нагрузке в 3 тонны мост ушел всего 1,45 мм.
П-образный усилитель
Второй вариант, П-образный усилитель устанавливается проще чем предыдущий, но тоже вносит изменения в кинематику работы подвески.
Усиленный таким образом мост, при давлении в 3 тонны ушел на 2,3 мм.
Но тут надо брать во внимание тот факт, что данный усилитель скопирован с заводского решения, которое применяется на автомобилях Нива Бронто. Кинематика работы подвески хоть и изменяется, но остается в пределах допуска завода.
Бонусом, мы получаем лифт подвески в 50мм.
Усилитель под номером 3
Самым простым в монтаже усилителем является образец под номером 3, который представляет из себя 2 п-образных профиля, привариваемых сзади моста. Для его монтажа не потребуется переносить ни чашки пружин, ни крепления тяг.
А это означает то, что заводская кинематика работы подвески будет сохранена в заводских значениях. Лифта подвески в данном случае не происходит.
На этом плюсы данного варианта усиления заканчиваются, потому что изгиб при давлении 3тонны, составил почти 3 мм, что в 2 раза больше, чем у Т-образного усилителя и всего на 1 мм меньше, чем у заводского не усиленного варианта.
Итоги
Подводя итоги, можно скатать, что оптимальным вариантом усиления моста, с нашей точки зрения, является П-образный усилитель. Такой усилитель обеспечивает практически двухкратное увеличение жесткости, по сравнению со штатным, легче в монтаже и основан на заводском решении, реализованном в Ниве бронто.
Т-образный вариант подойдет для любителей экстремальной езды, ну а третий – сгодиться для повседневной гражданской эксплуатации, без всякого экстрима,
На этом мы не прощаемся и, если у вас остались вопросы – задавайте их в комментариях.
С полным видео испытаний вы можете ознакомиться на нашем Youtube канале.