Найти тему
4x4 Вятка

Выбираем усилитель моста для Нивы

Всем привет! Очень часто нас спрашивают, каким способом можно усилить балку заднего моста автомобиля Нива. На рынке присутствует несколько распространенных решений, о достоинствах и недостатках которых будет эта статья.

Для сравнения усилителей между собой нам пришлось провести серию испытаний мостов на изгиб.

Для этого мы приварили усилители к мостам и взяли обычный, штатный не усиленный мост.

Испытания проводились на специальном стапеле, на котором мост жестко фиксируется за фланцы ступиц. Так же в чулок установлен корпус редуктора и через весь мост пропущен вал через специально изготовленные в размер вала, бугеля редуктора.

Для оценки усиливающих качеств нам пришлось приложить усилие в 3т при помощи гидравлического домкрата. Усилие регулировалось по установленному в домкрат манометру и не превышало 15Мпа, что как раз в наших условиях равнялось примерно 3м тоннам нагрузки.

Получившиеся результаты нас немного удивили.

Результаты испытаний
Результаты испытаний

Самым стойким к деформации оказался мост усиленный Т-образным профилем, за ним идет П-образный и на последнем месте усилитель под номером 3.

Т-образный усилитель

Самым сложным и трудоемким в работе оказался т-образный усилитель. Пришлось долго повозиться с его установкой. Можно конечно было приварить как есть, навалив кучу сварки в образовавшиеся зазоры,

и так сойдет
и так сойдет

Но наши мастера так не умеют, и поэтому стали делать сразу - как надо - доработали усилитель болгаркой по месту.

размечаем лишнее
размечаем лишнее

Главное, чтобы зазор между усилителем и мостом был минимальный.

Так же пришлось дорабатывать вторую, горизонтальную балку и подогнать все кронштейны.

Отрезаем лишнее.
Отрезаем лишнее.

Мы думали, что это такое несовершенное изделие и попросили нашего конструктора изготовить другой образец и при его приварке столкнулись практически с теми же нюансами, как и в первом случае.

Видимо качество самих заводских мостов гуляет от партии к партии.

К тому же, данный вариант усиления вносит изменения в кинематику работы подвески за счет переноса кронштейнов тяг и чашек пружин и дает лифт задней подвески 50мм.

т-образный усилитель
т-образный усилитель

Стойкость к деформации такого усилителя получилась самая высокая, при нагрузке в 3 тонны мост ушел всего 1,45 мм.

П-образный усилитель

Второй вариант, П-образный усилитель устанавливается проще чем предыдущий, но тоже вносит изменения в кинематику работы подвески.

Усиленный таким образом мост, при давлении в 3 тонны ушел на 2,3 мм.

П-образный усилитель
П-образный усилитель

Но тут надо брать во внимание тот факт, что данный усилитель скопирован с заводского решения, которое применяется на автомобилях Нива Бронто. Кинематика работы подвески хоть и изменяется, но остается в пределах допуска завода.

Заводское решение
Заводское решение

Бонусом, мы получаем лифт подвески в 50мм.

Усилитель под номером 3

Самым простым в монтаже усилителем является образец под номером 3, который представляет из себя 2 п-образных профиля, привариваемых сзади моста. Для его монтажа не потребуется переносить ни чашки пружин, ни крепления тяг.

А это означает то, что заводская кинематика работы подвески будет сохранена в заводских значениях. Лифта подвески в данном случае не происходит.

Вариант №3
Вариант №3

На этом плюсы данного варианта усиления заканчиваются, потому что изгиб при давлении 3тонны, составил почти 3 мм, что в 2 раза больше, чем у Т-образного усилителя и всего на 1 мм меньше, чем у заводского не усиленного варианта.

Итоги

Подводя итоги, можно скатать, что оптимальным вариантом усиления моста, с нашей точки зрения, является П-образный усилитель. Такой усилитель обеспечивает практически двухкратное увеличение жесткости, по сравнению со штатным, легче в монтаже и основан на заводском решении, реализованном в Ниве бронто.

Т-образный вариант подойдет для любителей экстремальной езды, ну а третий – сгодиться для повседневной гражданской эксплуатации, без всякого экстрима,

На этом мы не прощаемся и, если у вас остались вопросы – задавайте их в комментариях.

С полным видео испытаний вы можете ознакомиться на нашем Youtube канале.