Найти в Дзене

Лазаревское кладбище в Санкт – Петербурге. Самые необычные памятники «Некрополя 18 века»

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня в рамках продолжения нашей виртуальной экскурсии по «Некрополю 18 века» я хочу предложить вашему вниманию рассказ о двух, на мой взгляд, самых необычных надгробиях, которые можно увидеть на территории старейшего Петербургского кладбища. Первое из них привлекает внимание тем, что при внешнем соответствии всем классическим канонам православия имеет эпитафию, написанную китайскими иероглифами, что согласитесь не может не вызвать недоумения. Второй памятник, является ярким примером раннего советского конструктивизма и полностью выпадает из общей концепции «Некрополя 18 века». Такие памятники чаще всего в нашем городе устанавливались на так называемой «коммунистической площадке» или как ещё называют это место Казачьем кладбище Александра – Невской лавры. Впрочем, давайте обо всем по порядку. Бичурин Иакинф (Никита Яковлевич) (1777-1853) Иеромонах, один из первых русских ученых - востоковед, китаевед, путешественник. Член-кор
Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня в рамках продолжения нашей виртуальной экскурсии по «Некрополю 18 века» я хочу предложить вашему вниманию рассказ о двух, на мой взгляд, самых необычных надгробиях, которые можно увидеть на территории старейшего Петербургского кладбища. Первое из них привлекает внимание тем, что при внешнем соответствии всем классическим канонам православия имеет эпитафию, написанную китайскими иероглифами, что согласитесь не может не вызвать недоумения. Второй памятник, является ярким примером раннего советского конструктивизма и полностью выпадает из общей концепции «Некрополя 18 века». Такие памятники чаще всего в нашем городе устанавливались на так называемой «коммунистической площадке» или как ещё называют это место Казачьем кладбище Александра – Невской лавры. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Бичурин Иакинф (Никита Яковлевич) (1777-1853)

-2

Иеромонах, один из первых русских ученых - востоковед, китаевед, путешественник. Член-корреспондент Российской Академии наук, автор «Истории народов Средней Азии».
Родился 29 августа (9 сентября) 1777 года в селе Акулево Казанской губернии в семье дьячка.

Учился в Казанской семинарии, которую блестяще окончил в 1799 году. Проявил выдающиеся способности к языкознанию (в совершенстве знал древнегреческий, латынь, французский и немецкий языки. По свидетельству знавших его людей всегда в большей степени считал себя ученым, нежели священником, однако по семейным обстоятельствам был вынужден постричься в монахи.

Служил преподавателем в Духовной Академии, а к 23 годам был возведен в сан иеродиакона, еще спустя месяц — иеромонаха, после чего стал архимандритом, настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором Иркутской семинарии.
Вступив в должность, он взялся было достаточно строго наводить порядок во вверенной ему епархии, но в результате встретил организованное сопротивление в виде множества доносов в адрес Священного Синода. Итогом стало лишение отца Иакинфа архимандричьего креста, запрещение в священнослужении и отстранение от управления семинарией и монастырем. Разжалованный в простые монахи он был отправлен учителем в Тобольскую семинарию.

Нужно сказать, что молодой священник имел достаточно высокого покровителя митрополита Амвросия, благодаря которому уже через год получил назначение начальником Пекинской миссии.

Сразу же по прибытии в Китай Иакинф Бичурин принялся изучать нравы, обычаи, язык этой совершенно незнакомой для России страны.
Уже через несколько месяцев он в совершенстве владел разговорным китайским языком, а в дальнейшем освоил и письменность, которой, как известно, владели далеко не все уроженцы Поднебесной.
Он создал наиболее полный по тем временам словарь китайского языка и иероглифики, перевел с русского языка на китайский краткую священную историю и изложение канонов православной веры, а так же перевел с китайского на русский труды Конфуция и других великих ученых.

После начала войны 1812 года финансирование Пекинской миссии было практически прекращено и Бичурин был вынужден предпринять ряд мер для зарабатывания денег для обеспечения себя и своих подчиненных. В последствии эта его «незаконная предпринимательская деятельность» стала поводом для доноса в Петербург за подписью иркутского губернатора.

Из Китая после 14 лет пребывания отец Иакинф Бичурин увозил библиотеку, которая была навьючена на 15 верблюдов и весила около 400 пудов (6,5 тонн). В последствии все эти книги были переданы в Публичную библиотеки, университета.

В Петербурге отец Иакинф был предан церковному суду и сослан пожизненно – с лишением сана – в Валаамский монастырь.
Однако в 1826 году высочайшим повелением нового императора Николая I «…Монах Иакинф Бичурин был возвращен из ссылки в Петербург и причислен к Азиатскому департаменту...» Жительство ему определили в Александро-Невской лавре, где он активно продолжил свои исследования.
Будучи человеком весьма образованным и талантливым, он стал завсегдатаем литературных салонов, был знаком с Пушкиным, Крыловым, Панаевым, Одоевским и многими другими литераторами того времени.

О высокой ценности трудов монашествующего ученого свидетельствует тот факт, что он четыре раза удостаивался Демидовской премии. В 1828 году был избран первым членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 1831 году – действительным членом Азиатского общества в Париже.
Н.Я. Бичурин – отец Иакинф – скончался 11 мая 1853 года в своей монашеской келье и похоронен в некрополе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Спустя 12 лет на его могиле был установлен памятник в виде гранитной стелы увенчанной православным крестом

-3

Надпись китайскими иероглифами гласит:

«Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами».

Памятник был создан и установлен по инициативе и на средства известного российского предпринимателя, мецената, коллекционера, почетного гражданина города Иркутска Василия Николаевича Баснина (1799— 1876).

Ну а теперь поговорим о втором памятнике

Блезе-Манизер Лина Валериановна (1891-1924)

-4

Женщина – скульптор, первая жена знаменитого советского скульптора Матвея Генриховича Манизера. Была его ученицей в Московском ВХУТЕМАС. Активно помогала мужу в работе над скульптурными произведениями, создававшимися в рамках Ленинской программы монументальной пропаганды. Самыми известными их совместными работами стали

Памятник революционеру Володарскому
Памятник революционеру Володарскому
Мемориал на «Кладбище жертв 9 января»
Мемориал на «Кладбище жертв 9 января»

В Академии художеств можно увидеть «Бюст В. Володарского (Гольдштейн Моисей Маркович)» работы Лины Блезе 1921 года.
К сожалению, молодая художница умерла в 1924 году при рождении дочери.
Была похоронена на Лазаревском кладбище. Её захоронение стало первым и единственным произведенном на этом некрополе в послереволюционный период

Памятник работы её мужа Матвея Манизера представляет собой стилизованное изваяние в виде скульптурного молотка, который можно так же считать просто молотом – символом пролетарского труда. На гранитной поверхности закреплен медальон из белого мрамора с рельефным портретом усопшей. Изображение выполнено в классической технике, что в некоторой степени уравновешивает авангардистское начало памятника

-7

Если вы хотите более подробно узнать о жизни и творчестве замечательного скульптора Матвея Генриховича Манизера рекомендую обратиться к статье опубликованной в свое время на канале «Москва памятная»

Скульптор Матвей Манизер. Он памятник себе воздвиг на Новодевичьем кладбище.
Москва памятная21 марта 2020

А я на сегодня прощаюсь с вами мои уважаемые читатели. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.