Найти тему
Роман Чистов

Незаконнорожденные или приемыши в предках

Друзья, всем привет!

Очень обидно когда упорно "копаешь" свою родословную и утыкаешься в предка который, либо приемыш, либо незаконнорожденный.

Расскажу как раз про такой случай в моих поисках.

Жена моего пра(3)дедушки Вукола Федорова оказалась загадкой, над которой мне пришлось поломать голову. Жили они в середине XIX века в деревне Костиха, Завражной волости, Макарьевского уезда, Костромской губернии. Звали ее Варвара Косьмина/Кузьмина (Кузьма́, также Козьма́, Косма́, Косьма́ — мужское имя, происходит от греч. Κοσμάς — «мир»), это следовало из записей о рождении детей, приведу парочку примеров:

Запись №21. Андрей родился 1 июня 1863 года. Родители того же приказа (Завражный), деревни Костехи крестьянин Вукол Федоров и законная жена его Варвара Козмина, оба православного вероисповедания. Восприемники той же деревни Костехи крестьянин Макар Федоров и той же деревни солдатская жена Марфа Федорова Чудина.
Запись №21. Андрей родился 1 июня 1863 года. Родители того же приказа (Завражный), деревни Костехи крестьянин Вукол Федоров и законная жена его Варвара Козмина, оба православного вероисповедания. Восприемники той же деревни Костехи крестьянин Макар Федоров и той же деревни солдатская жена Марфа Федорова Чудина.
Запись №21. Иоанн родился 4 сентября 1887 года. Родители деревни Костехи крестьянин Вукол Федорови законная жена его Варвара Кузьмина, оба православного вероисповедания. Восприемники сей церкви псаломщик Александр Флегонтов Златоустовский и той же деревни Костехи крестьянская девица Лидия Вуколова (дочь Вукола и моя прапрабабушка)
Запись №21. Иоанн родился 4 сентября 1887 года. Родители деревни Костехи крестьянин Вукол Федорови законная жена его Варвара Кузьмина, оба православного вероисповедания. Восприемники сей церкви псаломщик Александр Флегонтов Златоустовский и той же деревни Костехи крестьянская девица Лидия Вуколова (дочь Вукола и моя прапрабабушка)

Конечно же, чтобы определить откуда родом Варвара, надо было найти запись о ее браке с Вуколом, ведь там обычно писали об этом, а если повезет и отца могли указать.

Но в записи о бракосочетании Вукола и Варвары написано, что Варвара — Александрова, а не Кузьмина и очень странно упомянут отец.

Запись №7. Брак 2 февраля 1862 года. Жених деревни Костехи крестьянина Федора Семенова сын Вукол Федоров, православного вероисповедания, первым браком, 22 лет. Невеста деревни Ожгинца умершего крестьянина Александра (тут пробел, отчества нет) дочь девица Варвара Александрова, православного вероисповедания, первым браком, 17 лет. Поручители: по жениху крестьяне деревни Костехи Федор Федоров и Макар Федоров, по невесте крестьяне деревень Сергеевской Павел Кузьмин, Голчина Петр Алексеев.
Запись №7. Брак 2 февраля 1862 года. Жених деревни Костехи крестьянина Федора Семенова сын Вукол Федоров, православного вероисповедания, первым браком, 22 лет. Невеста деревни Ожгинца умершего крестьянина Александра (тут пробел, отчества нет) дочь девица Варвара Александрова, православного вероисповедания, первым браком, 17 лет. Поручители: по жениху крестьяне деревни Костехи Федор Федоров и Макар Федоров, по невесте крестьяне деревень Сергеевской Павел Кузьмин, Голчина Петр Алексеев.

По опыту, если в метриках у человека постоянно меняется отчество, значит, вероятнее всего ребенок приемный и его пишут то по родному отцу, то по крестному, то по приемному.

Для начала посмотрим деревню Ожгинец по десятой ревизской сказке 1858 года. Судя по возрасту Варвары при бракосочетании она 1844-1845 года рождения и на момент ревизии ей должно быть около 13-14 лет.

К сожалению, никаких упоминаний о Варваре в этой деревне не оказалось. Но на этом не стоит унывать и останавливаться, так как у нас есть поручители (свидетели) на свадьбе, которые часто были родственниками.

Вот со стороны Варвары, как раз есть человек очень похожий на ее брата, Павел Кузьмин (у него такое же отчество) из деревни Сергеевская. Это значит что надо посмотреть эту деревню в десятой ревизии и найти там Варвару Кузьмину и Павла Кузьмина.

фрагмент 10-й ревизской сказки по деревне Сергеевская
фрагмент 10-й ревизской сказки по деревне Сергеевская

Просмотр принес результаты, семья за номером 11 в которой указаны внук и внучка некоего Гаврилы Васильева — Павел и Варвара Кузьмины 16-ти и 13-ти лет (что также "бьется" с возрастом в браке).

Но где же родители? Чтобы это понять смотрю предыдущую, 9-ю ревизию 1850 года. В ней семья также за номером 11.

фрагмент 9-й ревизской сказки по деревне Сергеевская
фрагмент 9-й ревизской сказки по деревне Сергеевская

Здесь уже указан отец — Кузьма, сын Гаврилы Васильева, но Павел указан как его сын, а вот Варвара указана как племянница брата Кузьмы — Филиппа Гаврилова. Да и Кузьма умер в 1841 году, а значит отцом Варвары он не мог быть. Ведь она родилась в 1844-1845 году, спустя несколько лет после его смерти.

Мать тоже не указана, строю предположение что она вышла замуж во второй раз, за кого-то из деревни Ожгинец и вероятно, позже и Варвара уехала жить к ней. К сожалению метрики за данный временной отрезок не сохранились, чтобы распутать до конца эту историю.

На всякий случай проверяю семью по 8-й ревизии, хотя и указано что Кузьме на ее время только 18 лет, но вдруг он уже женился и можно будет узнать имя матери Варвары.

фрагмент 8-й ревизской сказки по деревне Сергеевская
фрагмент 8-й ревизской сказки по деревне Сергеевская

Но нет, Кузьма здесь холост.

В очередной раз, после такого поиска, я думаю о том, как было бы хорошо если бы документы сохранились. Здесь же, получается тупик в дальнейших поисках. Мать не известна, отец тоже. Метрик о рождении нет. Метрики по Ожгинцу (приход с. Ведрово) сохранились только за 1886-1918 годы.

Но не смотря на это, я рад тому, что удалось "раскопать" хоть какие-то сведения о Варваре, да и сам исследовательский процесс и погружение в историю предков является для меня ценностью.

Если вам понравилось, прочитайте и другие мои статьи: