Найти тему
30K подписчиков

"Продал" чертежи стелс-самолета и уехал в США: история еще одного необычного предателя

72K прочитали

Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...

Но самое главное, что в итоге все пришло к тому, что наши уважаемые западные «партнёры» снова оказались в глубокой такой луже, глубокой и плохо пахнущей!

Но как так вышло, что СССР отдала уникальную технологию своему главному конкуренту и почему в итоге, это все равно обошлось ему боком?

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...

Война «лицом к лицу» стремительно выходит из моды. Армейские технологии с каждым годом становятся все совершеннее и поражают противника на дистанциях, которые становятся все более и более дальними. И сегодня на первый план выходит проблема обнаружения: чем раньше удается заметить солдат и технику противника, тем больше шансов выиграть сражение.

Разработчики военной техники учитывают эту тенденцию. И уделяют много внимания маскировке: ведь если самолет или бронетехнику противник не сможет увидеть – то можно нанести сокрушительный удар совершенно неожиданно и уничтожить не только живую силу и технику, но и моральный дух противоположной стороны.

Особенно актуально это для самолетов, которые благодаря радарам видны издалека. Поиски подходящего решения привели к созданию знаменитых американских «стелсов» - воздушных боевых машин, которые, по утверждению разработчиков, радарными системами практически не фиксируются.

И мало кто знает, что у этой разработки есть две стороны - одна секретнее другой. Во-первых, сами американцы не любят признавать, что придумал «стелсы» и деятельно их разрабатывал – русский! А во-вторых, вся эта многомиллиардная разработка могла быть долгоиграющей диверсионной операцией советского министерства обороны.

Но как такое вообще возможно?!

Занятно – но никаких стелсов не было бы в принципе, если бы в начале 1970-х годов работавшему в корпорации Локхид Мартин переводчику не захотелось продвинуться по карьерной лестнице ускоренными темпами. Звали этого переводчика Денис Оверхользер, и должность у него была, мягко скажем, совсем не престижной. Зато Денис знал русский, и благодаря этому устроился на свою работу – переводить советские книги по тематике, интересующей корпорацию.

Шанс на карьерный взлет Оверхользер увидел ровно в тот момент, когда прочитал вышедшую в 1962-м году скромным по советским меркам тиражом книгу Петра Уфимцева по теории дифракции. Все дело в том, что в книге никому не известный физик из СССР обосновывал на редкость необычную идею: если вдумчиво проработать форму самолета – то эту воздушную машину можно сделать практически невидимой для радаров...

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-2

Колоссальное значение этой задумки Оверхользер осознал сразу: если радары противника не могут увидеть боевой самолет, то такая машина может творить в небе что захочет – и останется безнаказанной. Ошарашенный этим пониманием, он бросился докладывать о невероятных перспективах своему руководству – но чиновники его отфутболили без внимания.

Тогда Денис передал перевод техническим специалистам Локхида – и те оказались потрясены очевидными и логичными раскладками русского физика и теми горизонтами, которые они открывали для военной авиатехники!

Книжка в СССР не то что секретной не была – она вообще была выпущена во всеобщий доступ, так что кражи технологии здесь не было. И корпорация Lockheed Martin самым интенсивным образом взялась за новое направление.

Работа Уфимцева была настолько ясной, подробной и продуманной, что первую пробную машину американцы запустили уже в 1977-м году. Но первенец, Have Blue, в серию не пошел, а стал базой для более совершенной машины.

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-3

И такой машиной, по мнению американцев, стал знаменитый сегодня F-117 – дозвуковая, рассчитанная на одного пилота тактическая ударная воздушная машина с эффектом малой заметности.

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-4

Хотя открыто о нем было заявлено только в 1988-м году, первый полет F-117, названного «Ночным ястребом» (Nighthawk), состоялся еще в 1981-м. Новинка стала практичной реализацией теории Уфимцева: стреловидная форма и замысловатая система граней фюзеляжа отражали попадающую на корпус радарную радиоволну в сторону от принимающих датчиков, не давая радару «увидеть» самолет.

Пробный показ разработки для общественности состоялся в апреле 1990-го года – с большой помпой и морем дифирамбов американской армии, которая стала просто-таки непобедимой. А в 1991-м году машина громко заявила о себе в Персидском заливе, нанося ожидаемо сокрушительные авиаудары по иракской армии.

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-5

На волне ажиотажа от «стелсов» в распадающемся СССР был найден тот самый Петр Уфимцев – и приглашен для видимости работать в Калифорнийском университете. Однако по прибытии в Америку встретил Петра Яковлевича тот самый Оверхользер – который успешно сделал себе карьеру на его работе.

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-6

Создавалось впечатление, что местом работы советского ученого станет сама корпорация Локхид. Однако контракт он подписал с другим военным подрядчиком, Northrop Grumman, и работу продолжил в области расширения боевых возможностей другой машины - бомбардировщика В-2.

Казалось бы – проект оказался успешным, а автор теории нашел свое теплое место под солнцем.

Но есть и другая точка зрения на происходящее...

Несколько лет «стелсы» рекламировались американцами как необнаружимые, а значит – непобедимые и несокрушимые. Они создали огромную волну ожиданий – и тем глобальнее оказалось постигшее всех в 1999-м году разочарование. Именно под закат тысячелетия мифологию вокруг «невидимок» вхлам разрушили югославы: во время того конфликта они использовали старый, еще советских времен ЗРК, с помощью которого успешно обнаружили F-117 и спокойно его сбили.

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-7
 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-8
 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-9
 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-10

И у многих возникла неприятная для американской стороны мысль. А что если вся эта цепочка событий, от публикации работы Уфимцева до его переезд в США и работы на американский ВПК, была заранее продуманной операцией советского министерства обороны?! Ведь факты говорят как раз об этом! И заключаются они в том, что:

- перспективная для советской оборонки теория была опубликована совершенно открыто;

- Уфимцев закончил в 1954-м году Одесский университет как физик-теоретик и сразу же распределен в ЦНИРТИ – который курировало как раз советское Минобороны. Он работал там до 1973-го года под руководством Емохонова – будущего зампредседателя КГБ и председателя Научно-технического совета КГБ СССР. Могли ли аналитики этой спецслужбы упустить из виду опубликованную в открытом доступе важнейшую для оборонки теоретическую работу своего сотрудника, работающего над секретными проектами радиозащищенности и радиоэлектронной борьбы ? Нет – значит, сделали это осмысленно;

- мог ли Уфимцев не знать характеристики уже использовавшихся в вооруженных силах систем, раз уж он работал над их усовершенствованием? Вряд ли.

Вывод отсюда закономерный – скорее всего, и КГБ, и сам Уфимцев знали, что его теория хороша – но не универсальна. И у нее есть слабое место – которое и продемонстрировал югославский конфликт. А значит, позволив американцам вовлечься в эту разработку и финансировать миллиарды в создание самолетов-невидимок, СССР заранее обеспечивал себе победу воздушной войне – потому что слабость уже была найдена, и способ ее обнаружения и использования – разработан.

А легенда о том, что гений Петра Уфимцева оказался невостребован на родине – далека от реальности. Посмотрите на внешний вид нового СУ-57 и сравните его с F-117 – сходство бросается в глаза.

 Сложно представить более масштабную аферу чем та, о которой мы вам хотели сегодня рассказать. Ведь в ней есть все и разочарование, и многомиллиардные траты и уважение и снова разочарование...-11

Теория радиолокационной невидимости стала частью комплекса преимуществ новых воздушных машин российского производства. Но всего лишь частью – среди множества других уникальных идей, которые и делают наши машины лучшими в мире. Именно это и подтвердили СУ-57 во время сегодняшних событий, успешно уничтожая в том числе и самые лучшие западные ПВО. Кто знаем, может поэтому они не видят российский самолет...

Такой вот большой и серьезный материал у нас в итоге получился, но как нам кажется, что хитрый шаг советского инженера точно этого заслужил. Ставьте палец вверх если согласны и если вам понравилась наша сегодняшняя статья, разумеется.

Кстати, а что произошло на самом деле? Пишите своё мнение в комментариях.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать по-настоящему правильный и интересных материалов о военной технике.