Найти тему
Любимое Время

"А ведь раньше детям такое нравилось": современный взгляд на журнал "Веселые картинки" 1963 года

Нашла подшивку журналов "Веселые картинки" за 1963 год. И почти целый час провела за их рассматриванием. Многое в старых выпусках мне показалось диковинными и, с точки зрения современного чувства юмора и морали, странными.

Стихи из майского и июньского выпуска "Веселых картинок" 1963 года Детская поэзия часто строится на каламбурах и "чепушинке". Но в выпусках 19663 года с этим все же перебор.

Стихи из майского и июньского выпуска "Веселых картинок" 1953 года
Стихи из майского и июньского выпуска "Веселых картинок" 1953 года

"Чепушинки" нашла я и в картинках. Вот пара примеров из рубрики "Что не так на этих рисунках". Так и хочется закричать: "В смысле "что не так?". Там все не в порядке". У художников раньше была явная тяга к абсурду.

Иллюстрации из журнала "Веселые картинки" за январь и сентябрь 1963 года
Иллюстрации из журнала "Веселые картинки" за январь и сентябрь 1963 года

Заметно, как сильно изменились понятия толерантности с 1953 года. Например, в июньском выпуске шел рассказ про полярных медведей, к которым случайно забрел бурый мишка. Белые собраться не поняли цвета шерсти своего сородича и начали его рьяно отмывать.

Эта сказка про нетолерантных медведей мне напомнила старую рекламу мыла, на которой был нарисован афроамериканский мальчонка и шла подпись: "Сделаем белым все на свете". Как же за нее сейчас стыдно (хотя я к ней и не имею отношения - не я ее придумывала, а все равно неловко).
Из "Веселых картинок" за июль 1963 годаода
Из "Веселых картинок" за июль 1963 годаода

Обратила внимания, что раньше как-то было скудно с сочувствием. Вот, к примеру, рисунок, где детки идут в поле работать. А к ней шла подпись: "Сразу видно, кто лентяй и достоин порицания". Я же, как человек, который не умеет загорать (сразу обгорает и остается бледным) сочувствую парнишки с картинки.

Из "Веселых картинок" за июль 1953 года
Из "Веселых картинок" за июль 1953 года

Рисунок ниже - еще один пример сниженного уровня сочувствия у художников, рисовавших для детского журнала 1963 года. Мне лично медвежонка сильно жалко. И совсем не хочется над ним потешаться.

Из "Веселых картинок" за июнь 1963 года
Из "Веселых картинок" за июнь 1963 года

А я напоминаю, что мы смотрим детских журнал, позиционирующий себя как юмористический. О чем было четко указано на обложке.

Обложка "Веселых картинок" за сентябрь 1963 года
Обложка "Веселых картинок" за сентябрь 1963 года

Вот только частенько распознать юмор мне оказалось сложновато. К примеру, вам удалось понять, что хотел сказать художник рисунком зайка на тракторе, у которого на гусеницах нарисованы лисицы? Для меня эта картинка осталась непознанной (подписи-пояснений к ней в журнале не было).

Из "Веселых картинок" за октябрь 1953 года
Из "Веселых картинок" за октябрь 1953 года

Как вы думаете, журнал "Веселые картинки" 60 лет назад и правда был каким-то странным? Или я слишком уж к нему придираюсь и все шутки из него очень даже забавные и вполне понятны даже современным детям?