Что такое франшиза, роялти и паушальный взнос?
Для начала разберемся с терминами, которые будут встречаться в материале, а потом перейдем к рассмотрению франшизы госзакупок и тендеров.
Франшиза – это вид бизнес-модели, при котором владелец (франчайзер) предоставляет другой компании (франчайзи) право использования своего бренда, товаров, услуг, технологий, знаний и поддержки в обмен на определенные платежи или комиссии. Франчайзер предоставляет франчайзи все необходимые инструменты и ресурсы для запуска и ведения бизнеса по определенной модели.
Примеры франшиз - это сети быстрого питания, магазины, образовательные центры, салоны красоты, автосервисы, аптеки и другие виды бизнеса.
Франчайзинг – это бизнес-модель, основанная на использовании франшизы. Франчайзинг представляет собой отношения между двумя компаниями: франчайзером (владельцем бренда, товаров или услуг) и франчайзи (получающей права на использование бренда и бизнес-модели).
В рамках франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи пакет услуг, инструкций, поддержки и прав на использование своего бренда, товаров или услуг в обмен на определенные платежи. Франчайзи, в свою очередь, обязуется следовать предоставленным бизнес-процедурам, стандартам качества и другим требованиям франчайзера.
В франчайзинге имеются два вида выплат франчайзи франчайзеру — это роялти и паушальный взнос.
Роялти (англ. «royalty») – это плата, которую франчайзи (владелец франшизы) обязуется уплачивать франчайзеру (владельцу бренда или бизнес-модели) за право использования его бренда, товаров, услуг, знаний и поддержки в своем бизнесе.
Роялти является одной из форм компенсации, которую франчайзи выплачивает франчайзеру за предоставленные им преимущества и поддержку. Размер роялти может различаться в зависимости от франчайзера, отрасли и уровня прибыльности бизнеса. Обычно роялти выражается в процентах от выручки франчайзи или в фиксированной сумме, уплачиваемой периодически (например, ежемесячно или ежеквартально).
Роялти бывает трех видов: процент с оборота, процент с прибыли (маржи) и фиксированный роялти.
Паушальный взнос (или иногда называемый «франшизный взнос» или «вступительный взнос») – это одноразовая сумма, которую франчайзи (владелец франшизы) обязан уплатить франчайзеру (владельцу бренда или бизнес-модели) при подписании франчайзингового соглашения и перед началом использования бренда и поддержки франчайзера.
Сумма паушального взноса может значительно различаться в зависимости от франчайзера, отрасли, рыночных условий и уровня поддержки, предоставляемой франчайзи. При принятии решения о вступлении в франшизу важно внимательно изучить детали паушального взноса и обсудить его с франчайзером, чтобы полностью понимать, что входит в эту сумму и какие преимущества она предоставляет.
Франшиза госзакупок: что скрывается под красивой афишей?
Бренд
Самые известные примеры франшиз – это бренды зарубежных компаний, которые до определенного времени работали на территории РФ (McDonald’s, SubWay, KFC, STARBUCKS и др.). Франшиза позволяет вам осуществлять продажи под флагом знаменитого бренда. Вас оснащают всеми необходимыми инструментами и ведут вас от самого начала до первых продаж, включая разработку регламентов и дизайн помещения.
Может сложиться впечатление, что, приобретая франшизу госзакупок и тендеров, вы так же будете работать от имени известной компании. Но это не так. Участвовать в тендерах вы будете от своего юрлица или ИП (если статус у вас зарегистрирован). На заметку: в закупках лучше участвовать в статусе юрлица или ИП, т.к. для них открывается больше возможностей, а возможности физлиц ограничены и невыгодны в плане налоговых платежей (13% НДФЛ).
Технология ведения бизнеса и обучение
В рамках тендерной франшизы вам предложат обучение по участию в электронных процедурах. На самом деле, это только громко звучит, а на практике вы получите около десяти уроков в течение 2-4 дней. За такой короткий срок вряд ли можно научиться грамотно участвовать в закупках, а такое минимальное обучение не убережет вас от фатальных ошибок.
Госзакупки – это сложное и объемное направление, в котором нужно детально разбираться, в идеале – под руководством опытных наставников. Обучение от менеджеров тендерных франшиз ничем не лучше, чем простое прочтение Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Только в последнем случае вам не нужно будет платить.
... Друзья, на этом статья не заканчивается. Переходите на наш сайт онлайн-школы для поставщиков и тендерных специалистов "Азбука тендеров" и читайте до конца.
Подписывайтесь на открытый Телеграм-чат для тендерных специалистов и участников закупок