Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.
В качестве наиболее очевидного примера субкультуры можно привести молодёжные течения, объединяющие фанатов некоторых стилей музыки или значимого культурного явления. Они слушают определенные стили музыки и часто отрицают другие стили, даже если не испытывают к ним эстетического неприятия.
Для молодёжных субкультур характерны такие особенности как:
- использование сленга;
- групповой конформизм (мнение «тусовки» принимается за собственное);
- особый стиль одежды, а иногда и причёски;
- интерес к определённым видам искусства (например, аниме);
- характерный тип поведения;
- стремление подчеркнуть свою неформальность.
Они протестуют против воли родителей, изображая самостоятельность, хотя к самостоятельной жизни ещё не готовы. Довольно часто протест против норм старшего поколения выражается в курении, употреблении алкоголя и наркотиков.
Рассмотрим несколько наиболее известных пример субкультур.
- Панки.
Данная субкультура возникла в 1970-х годах в Великобритании. Страна была в экономическом кризисе. Молодые люди не могли трудоустроиться и не понимали, что делать дальше. Из-за этого у них появился лозунг «Нет будущего!», который и стал девизом субкультуры. Панки не отличались особой законопослушностью, поскольку считали, что им нечего терять.
- Готы.
Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают чёрную одежду и аксессуары, красят чёрной краской волосы, используют чёрный макияж.
- Эмо.
Это самая эмоциональная субкультура, ведь именно от слова «эмоции» образовано её название. Эмо слушают особую музыку и одеваются так, чтобы создать максимально драматический и эмоциональный образ. Также для них характерны специфические причёски и обильный макияж, подчёркивающий размер и форму глаз. В их внешнем виде преобладают чёрный и розовый цвет.
- Хиппи.
Это особая философия и субкультура, возникшая в США в 1965 году. Хиппи выступали за мир, свободу, любовь, толерантность и равные права. Именно они придумали известный девиз: «Занимайтесь любовью, а не войной».
- Скинхеды.
Скинхеды были самой агрессивной из молодёжных субкультур. Многие из них проникались идеями Гитлера и считали, что белая арийская раса должна господствовать в мире. В 2000-х годах данное движение было популярно и в России, но на сегодняшний день от него мало что осталось.
- Яппи.
Это субкультура успешных молодых людей, являющихся высокооплачиваемыми профессионалами в определённой сфере деятельности. Как правило, это люди, только окончившие вуз. У них ещё нет семьи, и они могут тратить всё заработанное на себя. Поэтому они всегда одеты с иголочки, покупают топовые смартфоны в день презентации, следят за актуальными событиями и новинками. Яппи уделяют внимание здоровью, ходят в спортзал, бегают по утрам, нередко становятся приверженцами вегетарианства.
Заключение.
Для молодых людей субкультура – это средство самовыражения, способ найти и сформировать собственную индивидуальность. Субкультуры постоянно возникают как ответ на текущие реалии. А молодёжь всегда примыкает к этим движениям в силу своего стремления принимать самостоятельные решения. При этом большинство субкультур не несёт в себе никакой опасности и лишь помогает молодым людям проявлять свою индивидуальность.