Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Как Бжезинского судили за шпионаж

Если набрать в поисковике фамилию "Бжезинский", то он выдаст вам данные об американском политологе и злейшем враге нашей страны Збигневе Казимеже Бжезинском. Но наш рассказ не о нем, а о другом поляке, который принес стране немало пользы. Он занимался в СССР конструированием кораблей и подлодок и возглавлял Центральное кон­структорское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1).

Его имя - Валериан Людомирович Бжезинский.

В.Л. Бжезинский
В.Л. Бжезинский

Бжезинский родился 20 октября 1894 года в семье железнодорожного служащего. В 1917 году окончил Морское инженерное училище в Кронштадте и получил назначение в штаб флотилии Северного Ледовитого океана – инженером-механиком на крейсер «Аскольд». Потом был направлен служить в Волжско-Каспийскую флотилию, где за годы гражданской войны не только вырос по службе до командира Астраханского военного порта, но и не раз сумел проявить свою конструкторскую сметку. Воевал геройски. Дважды был ранен. В 1922 году награжден орденом Красного Знамени.

После Гражданской войны Бжезинский сформировал первое советское военно-морское инженерное училище, а в 1925 году был назначен помощником начальника Морских сил РККА, затем стал помощником председателя секции Научно-технического комитета ВМФ и председателя комиссии по наблюдению за постройкой кораблей.

В 1926 году Валериан Бжезинский был командирован в Китай. Он был там советником Чан Кай-ши, а потом коммунистического Уханьского правительства.

В предвоенные годы под руководством Бжезинского, возглавлявшего ЦКБС-1, было разработано несколько проектов кораблей и подлодок, но все его идеи и наработки стопорились на этапе экспериментальных образцов и не пошли в серию...

Так, он увлеченно работал над созданием эсминца «Опытный» (проект 45) с прямоточными котлами Л.К. Рамзина.

Л.К. Рамзин
Л.К. Рамзин

Эта идея зародилась у Бжезинского в результате изучения немецкого опыта. Но профессор Рамзин, занимавшийся такими котлами, стал главным обвиняемым по делу «Промпартии». В декабре 1930 года его приговорили к расстрелу, который заменили на 10 лет тюрьмы. А в 1934 году ГПУ организовало одну из первых "шарашек" - «ОКБ прямоточного котлостроения», - в которой Рамзин в целях достижения проектной скорости в 42,0 узла (!) спроектировал для эсминца котлотурбинную установку на высоких параметрах пара.

Бжезинский также занимался проектированием сверхмалых ПЛ и ныряющего под воду торпедного катера «Блоха», который предполагалось разместить на тяжелом крейсере («проект 69», типа «Кронштадт»)[1]. Но начался мрачный период нашей истории. Весь 1937 год конструкторское бюро сотрясали аресты. Капитан 1 ранга В.Л. Бжезинский был арестован 19 октября и направлен в «шарашку», где продолжил заниматься реализацией идеи карликовых подлодок.

В 1939 году по его проекту началась постройка экспериментальной сверхмалой подводной лодки «М-400» с единым двигателем, работающим по замкнутому циклу[2], во­до­из­ме­щением (над­водное/подводное) 33/74 тонн. В годы войны «М-400» была повреждена артобстрелами и ее дальнейшее строительство прекратили.

Проект-рисунок сверхмалой ПЛ "М-400".
Проект-рисунок сверхмалой ПЛ "М-400".

Летом 1940 года продолжавшему работать в «шарашке» Бжезинскому объявили приговор Военной коллегии от 31 мая того же года, согласно которому он был заочно приговорен к 10 годам заключения, с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет. Его «вина» была расписана подробно: «вредительски проектировал опытные и серийные тральщики, миноносцы и крейсера, …занижал скорость тральщиков, уменьшал толщину бронирования крейсера, …поддерживал шпионскую связь с польской разведкой, …был завербован итальянской разведкой»[3].

По отбытии наказания Бжезинский по постановлению Особого совещания при МГБ СССР от 6 августа 1949 года был направлен в ссылку на поселение.

Указанное постановление было отменено 31 января 1953 года, а заочный приговор – 1 октября 1955 года.

В определении Военной коллегии указано: «Из материалов дела усматривается, что в процессе предварительного следствия Бжезинский обвинение в принадлежности к контрреволюционной организации, шпионаже и вредительстве категорически отрицал… Дело рассмотрено с грубым нарушением закона, обвинительный приговор по делу состоялся без проведения судебного следствия…»[4].

В 1952-1955 годах В.Л. Бжезинский трудился в Херсоне на судостроительном заводе. После реабилитации вернулся в Ленинград, где работал главным конструктором проекта в ЦНИИ-45 (ныне - ЦНИИ им. А.Н. Крылова). В 1967 году награждён орденом Красного Знамени.

Умер 14 мая 1985 года.

[1] Различные модификации «Блохи» имели водоизмещение (надводное) от 30 до 52 тонн, два бортовых торпедных аппарата 450-мм калибра, пулемет, проектную скорость надводного хода – 30-35 узлов и подводного – до 10 узлов. Команда включала 3 подводника.

[2]Строившиеся до войны подводные лодки в надводном положении двигались на дизелях, а для подводного хода использовались электродвигатели, что отрицательно сказывалось на их боевых возможностях и требовало периодических всплытий.

[3]Надзорное производство Главной военной прокуратуры №3001-37 по делу В.Л. Бжезинского и др.

[4]Надзорное производство Военной коллегии № 4н-012125-55 по делу В.Л. Бжезинского.