Что такое «теория контейнеризации младенцев»?
Сегодня поговорим о теории контейнеризации. Термин «Контейнеризация младенцев» означает помещение ребенка на несколько часов подряд в детские коляски, автомобильные кресла, стулья для кормления, манежи и так далее. Задержка в появлении таких моторных навыков, как умение переворачиваться, сидеть, ползти, ходить, может быть связана с частым нахождением детей в этих приспособлениях.
Как «контейнеры» влияют на моторное развитие детей?
Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3, 5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения. Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний — едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад.
По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев. Сегодня возрастные нормы для ходьбы — 12-15 месяцев. Учитывая, что разница, на самом деле, всего в одном поколении, можно говорить об огромном откате в функциональном развитии.
Из теории контейнеризации следует, что дети, которые слишком много времени проводят в «контейнерах», не получают достаточной практики движений. Таким образом, их чувство уверенности при движении в пространстве — гравитационная ориентация — не развивается в нужной степени.
Как ношение на руках влияет на моторное развитие ребенка?
Если вспомнить, как растили детей два поколения назад, можно отметить, что тогдашние малыши имели куда больше возможности и необходимости двигаться и наблюдать за миром с разных углов и положений. Скорее всего, 60 лет назад мама делала все привычные дела с ребенком на руках — поле зрения для ребенка определенно было более разнообразным, ведь мама должна была постоянно менять руку, держащую малыша, или пересаживать его на бедро. Таким образом, вестибулярный аппарат и проприоцептивная система ребенка подвергались постоянной стимуляции благодаря движениям матери. Ношение ребенка на себе дает ему возможность испытывать зрительные, тактильные ощущения — прикосновения, тепло, холод, различные звуки, а также безопасность, которую дает близость мамы.
Это вносит вклад в развитие вестибулярной сенсорной системы, ребенок изучает мир с разных сторон, постоянно то приближаясь, то удаляясь от окружающих объектов вместе с матерью. Тактильная система развивается благодаря постоянным прикосновениям, разнице в силе и ритме касаний. Ношение ребенка (на руках или в эргономичной переноске) дает сенсорным сигналам от окружающей среды возможность естественным образом поступать к нервной системе ребенка. Тогда как «контейнеры» не пропускают большую часть этих импульсов.
Вывод: старайтесь носить детей на руках и откладывать на пол, но не пользуйтесь часто удерживающими устройствами. Если предстоит поездка – конечно, нужно обеспечить безопасность и посадить ребенка в автокресло, но, если поездка длительная, лучше делать перерывы, тем более, не держать ребенка в автокресле весь день. Действительно, удобно посадить ребенка в автокресло, доехать куда-то, поставить автокресло на шасси и гулять или ходить по делам. Потом снова автокресло, а дома качели, стульчик, позже манеж или ходунки. Но таким образом ребенок очень много времени проводит в удерживающих устройствах.
Почему в Канаде на государственном уровне запретили ходунки?
В Канаде запрещена продажа, перепродажа, импорт и реклама ходунков — за это грозит штраф в 100 тысяч долларов или 6 месяцев тюрьмы. Такое наказание предусмотрено для тех, кто реализует, рекламирует или просто продает свои старые ходунки.
Канада стала первой страной, которые еще в 1989 году ввела добровольный запрет на производство ходунков. Большинство компаний-производителей придерживались этго запрета, но ходугки можно было приобрести с рук или на уличных лотках, поэтому сообщения о детских травмах, связанных с ходунками, не прекращались. Тогда Минздрав Канады решило раз и навсегда разделать с ходунками, приняв соотвествующий закон в 2004 году.
Почему же все так ополчились против ходунков?
От 30 до 40% детей в ходунках получают травмы и увечья. В Европе 90% травм от ходунков — это травмы головы, из которых 31% вызывает сотрясение мозга, 35% — это травмы черепа. В Уэльсе 25% детей с ожогами, которые поступили в больницу, в момент получения ожога были в ходунках. И все это, несмотря на то, что стандарты сейчас предусматривают создание ходунков, которые не проходят в большинство дверных проемов.
Дети, находящиеся в ходунках, могут быстро передвигаться и набирать большую скорость, которую еще не умеют контролировать. Из-за чего могут произойти:
- Падение с лестниц;
- Переворачивание прямо в ходунках;
- Ребенок может дотянуться до опасных объектов, ядов и горячих напитков, перевернуть стол;
- Врезаться в плиты и обогреватели.
Чем еще опасны ходунки:
- Подавление стимула к ползанию. А ведь именно оно укрепляет спину и способствует развитию мозга;
- Несвоевременная нагрузка на позвоночник, которая ведет к его деформации;
- Возникновение гипертонуса мышц;
- Негативное влияние на развитие стопы и походку;
- Отсутствие понимания границ собственного тела;
- Ребенок не учится координировать движения и удерживать равновесие;
- Вместо того, чтобы учиться группироваться при падениях, вставать и садиться, ребенок буквально заперт в одном положении, где ноги постоянно находятся на одной высоте;
- Ходунки не ускоряют освоение навыка ходьбы, а, наоборот, замедляют его.
А что с башней помощника? Это полезная штука?
Башня помощника — это стул со ступенькой и ограничением со всех сторон, чтобы ребенок мог стоять возле стола или раковины и «помогать» маме. С одной стороны, вещь здравая — ведь ребенок при маме, участвует в бытовых делах, но, если копнуть глубже, окажется, что башня помощника — тот же «контейнер» и антидевайс, который не только бесполезен, но еще может навредить. Почему?
- Обычный стул или растущий стул прекрасно подходит для этих целей. Башня занимает полкухни и нужна на небольшой срок времени.
- Ребенку важно уметь владеть своим телом, а башня этому не учит.
- У ребенка формируется ложное понимание того, что он может сделать, а чего еще нет. Ведь без башни с ограничениями он не сможет так же долго и уверенно «помогать» маме.
- Башня обеспечивает мнимую безопасность — все равно важно следить за ребенком при любых обстоятельствах. При этом после башни ребенок будет лететь с табуреток и стульев — все равно придется переучиться координировать движения. Лишний риск, лишняя «работа» для ребенка.
Итак, теперь вы понимаете, почему ходунки, коляски, манежи, башни помощника и даже детский стульчик со столешницей — это вредные антидевайсы, которые тормозят развитие ребенка. О том, как наладить быт с ребенком и правильно организовать время бодрствования, мы рассказываем в наших курсах и лекциях, а также на личных консультациях.