Тут на днях российские торговые компании публиковали отчеты, подводили итоги, делились планами. Например, Х5 заявляет, что смещает вектор развития с «Пятерок» на «Чижики».
Фокус ближайших лет будет строго на формате жестких дискаунтеров. При том, что магазину у дома все еще чувствуют себя неплохо, но вот руководство видит больше перспектив в «нищемаркетах».
Но год от года меня всегда удивляли отчетности компании «ОКей». Это прямо показатель противоположенных трендов. У них есть одноименные гипермаркеты «ОК» и жесткие дискаунтеры «ДА». И гиперы с каждым отчетом чувствуют себя все хуже и хуже, а всю компанию тянут на себе именно магазины «ДА».
И это расстраивает. Потому что фирма живет с огромным якорем на шее, если бы не он, то развитие «ДА» шло бы совсем другими темпами. А мне очень нравятся магазина «ДА». Более того, сейчас коллеги из Х5 закройте уши и зло на меня не держите, но если поставить выбор дверь в дверь «Чижика» и «ДА», то я выберу «ДА».
Когда у «Чижика» появится нормальный набор СТМ и они наконец реально сепарируется от «Пятерки», то предпочтения наверняка будут на его стороне, но пока лично мое мнение, что ДА – это образцовый жесткий дискаунтер.
К сожалению, сеть сама по себе небольшая и все их магазины кучкуются вокруг Москвы, по этому не у каждого была возможность их оценить, но больше положительных отзывов я слышал только о Глобусе. Причем, эти отзывы не только от покупателей, но и от людей, которые работают в торговле.
Давайте коротко, что в этой «ДА» такого особенного. Зайдя в магазин вы всегда увидите очень качественную выкладку. Тут никогда не наткнетесь на пустые полки.
Все стеллажи плотно забиты товаром. Ценники большого формата, легко читаемы, всегда на местах. В каждом магазине на входе будет свежий хлеб – в «ДА» начали делать на нам акцент сильно раньше, чем конкуренты.
Сотрудники тут вообще не стоят на месте и постоянно чем-то заняты. Дело в том, что у них есть мотивация так суетиться. В «ДА» зарплаты выше рынка, но и требования жестки. Это справедливая сделка. Если хотите получать больше, чем в других сетях, то будьте готовы впахивать. У вас в приоритете спокойная работа? Ну тогда лучше поискать другое место.
Если говорить про моменты, которые покупатели не видят, то надо начать с главы компании. Это Армин и он имеет 20-летний опыт работы в немецкой Aldi. Тут надо пояснить, что абсолютно все российские сети магазинов у дома просто молятся на Aldi.
Это очень эффективные немецкие магазины с цифрами, о которых мечтает каждая российская сеть, но ни у кого не получилось подойти к ним ближе, чем у ДА. В том числе, благодаря руководству. Оно задало стандарты и контролирует их соблюдение.
Например, доставка товаров в магазины происходит ночью. Паллеты выгружает сам водитель, а сотрудники придя утром сразу же могут начинать выкладывать товар в зал. Более того, с паллетами сразу же приходят и распечатанные ценники. И все эти мелочи в итоге экономят часы, которые можно потратить на какую-то полезную работу в зале.
С кадрами в магазинах обычно все очень плохо – вечная нехватка, но тут из-за повышенной оплаты руководители могут позволить себе выбирать сотрудников. Есть у них неофициальное правило, о котором никто вам никогда не скажет вслух и они это будут всячески отрицать, но в «ДА» стараются набирать людей строго славянской внешности.
Это довольно скользкая и спорная тема, не будут на ней развернуто останавливаться, но когда в следующий раз зайдете в магазин – обратить на это внимание.
Из минусов – это очень медленное развитие. За первые 6 лет работы (с 2015) они открыли всего 140 точек. Конкуренты растут совершенно другими темпами. Соответственно, если думаете устроиться, то имейте в виду, что карьеру здесь будет сделать сильно тяжелее, чем в других местах.
И процент СТМ в «ДА» все еще не такой большой как должен быть, а сейчас это самая важная и быстрее всего развивающаяся категория у любой крупной сети дискаунтеров. Как уже сказал, магазины мне очень нравятся. Жду, когда остальные уже начнут подворовывать у них лучшие фишки.