Найти тему

Саратовский архив или Ленивцы из Зверополиса

Меня иногда спрашивают, откуда я так много знаю. Отвечаю: во-первых, мусорная память, в которой застревает масса ненужной информации, а во-вторых, работа в архиве.

Вот про работу Саратовского архива я и хочу сейчас рассказать.

Что меня прежде всего поразило, когда я впервые попала в здание на Кутякова, 15, так это меры безопасности. Казалось бы, но что такого, посмотреть старые книги, взять справочку. Я вон на работе каждый день десятки справочек выдаю, и никто моих посетителей не досматривает, обидно даже.

Чтобы зайти в архив, надо записать свои паспортные данные у охранника, потом отчитаться другому сотруднику, куда и зачем ты идёшь. После этого в камеру хранения сдаются все вещи и подняться в читальный зал ты можешь только с ручкой, блокнотом и паспортом. Никаких сумок, никаких пакетов.

На каждом этапе следования приходится проходить через систему дверей-шлюзов. Шлюзы между этажами, шлюзы на этаже. Двери железные, тяжёлые, с окошечками. Начинаешь чувствовать себя, как на подводной лодке. Противопожарная безопасность, однако!

В читальном зале снова записывают твои паспортные данные в лист заказа, и туда же пишут, какой документ тебе нужен. Мне нужна церковно-приходская книга села Дурникино за 1876 год. 

3-4 дня занимает поиск документов, после чего тебе под подпись дают их в руки.

Меня поражает работа сотрудников Саратовского архива. Смотрели мультфильм "Зверополис"? Вот чиновник-ленивец списан как раз с этих тётенек. Более медленных существ в своей жизни я не встречала. Оформление заказа ( ФИО , год, село) занимает у них не менее 15 минут. За это время я обычно успеваю опросить пациента, узнать всю подноготную о его ужасных соседях, маленькую пенсию и политические взгляды, написать десяток направлений на исследования, вбить осмотр в компьютер и напоследок, ласковым движением застегнуть ему ширинку.

До ленивца начинает доходить анекдот, рассказанный ему 10 минут назад.
До ленивца начинает доходить анекдот, рассказанный ему 10 минут назад.

Но даже если ты, пройдя через все заградотряды, всё -таки добрался до читального зала и оформил заявку, не факт, что получишь желаемое.

Так вместо книги села Дурникино 1876 года мне однажды выдали книгу села Михайловское 1899 года. Ну хоть бы созвучное название, Дурасовка там или Дураково, ведь ни одной общей буквы!

Вот бы в аптеке так лекарства выдавали! " Не смотрите, что в рецепте написано Монурал, берите Эналаприл!"

И ругаться с этими тётеньками бесполезно. Они смотрят на тебя стеклянными глазами плюшевого покемона и искренне не понимают, почему возмущается человек, выкруживший час времени между двумя работами и домашними делами. Они-то никуда не торопятся.

Умиляет график работы архива. С 10 до 17, по последним пятницам месяца санитарный день. Работающему человеку попасть туда не вариант. Я могу позволить себе роскошь поработать в архиве только во время отпуска. Сегодня приехала, а тут упс!

-3

А повесить такое же объявление на сайте, по-видимому, слабо? Как слабо оцифровать документы и выложить в свободный доступ. Зачем людям знать о своих корнях? Не положено! Как не положено оцифровывать документы самостоятельно.

Где-то на 7-8 раз посещения архива я узнала, что, оказывается, там нельзя фотографировать! Все предыдущие посещения я фотографировала интересующие меня записи, причём делала это совершенно не таясь, сидя на первой парте прямо под носом архивариуса.

Видимо, импульс по её аксонам идёт около месяца, потому что она вдруг вскинулась( знаете, как черепахи вскидываются) , подлетела( подползла ) ко мне и свистящим шёпотом прошипела :" Немедленно удалите фото! Здесь нельзя фотографировать!"

А я такую запись интересную сфоткала !

Написано : такого-то числа родился Акимъ, отец Прохоръ Иванов сын Панов , мать Акулина дочь Фиодора Панова, государственные крестьяне. Крестный отец имярек, крестная мать имярек, в графе вероисповедание - православныя.

Потом эта запись зачеркнута, причём, нервно так, даже бумага порвалась и ниже написано: Отлучён от церкви ввиду перехода в .... И жирная клякса, видимо, писарь нервничал очень. И дата - через 21 год после рождения. Так и не удалось разобрать, в какую религию перешёл Аким, достигнув двадцатиодноголетия.

Но если не обращать внимание на мешающих сотрудников архива, работа в архиве делает меня счастливой. Я начинаю ценить сам факт того, что мне посчастливилось жить в 21 веке. Посудите сами :

Возьмём 1876 год, всё то же село Дурникино( предки мои оттуда).

Имена Ирина, Любовь и Екатерина были не в ходу. Девочек чаще всего называли Параскевами, Аграфенами и Домнами. Среди мальчиков почему-то очень популярным было имя Палладий.

За год в селе было заключено 57 браков, из них повторных мужчины - 8, женщины - 6, третьим браком сочетался 1.

Родилось 175 мальчиков и 169 девочек, 2 пары близнецов. Напротив имён 3 детей запись - назаконнорожденные( солдатки отличились).

Умерло за год 90 мужчин и 104 женщин. Основные умершие - дети до 1 месяца. Очень много умерших 30-40 лет. До 60 доживали единицы. Основные причины смерти : от поноса, от лихоратки ( это не опечатка), от колотья в боку, от живота. Лидером же причин смерти являлось :" По воле Божией".

Работая в архиве, я поняла, что я абсолютно счастлива! Родись я в 19 веке, звали бы меня Параскева, родила бы я 10-12 детей, половину похоронила бы во младенчестве и умерла бы 30-летней от родов.

Какое счастье, что я работаю, у меня есть деньги, в поликлинике стоит аппарат УЗИ, а в аптеке полно лекарств! И вообще, жизнь в 21 веке прекрасна и удивительна, только портят жизнь формализм и бездушие работников Саратовского архива...

А вам мешают жить бюрократические препоны госучреждений?