В 1917 году на французском полигоне испытывался скоростной гусеничный тягач, а на заднем плане за главным героем проехал танк Renault FT со странной башенкой сверху. Можно предположить, что это стробоскоп - что это такое и зачем он оказался на танке в этой публикации.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Сказать, что обзорность танка Renault FT была проблемой для его использования, это сильно упростить ситуацию. Обзор любого члена экипажа даже современного танка, может быть кроме не страдающего клаустрофобией и морской болезнью заряжающего, там где они конечно есть, а в особенности для командира танка был, есть и будет проблемой. Одной из забавных идей, которые в итоге даже были реализованы на практике стало использование стробоскопического эффекта для создания иллюзии открытого пространства.
Принцип стробоскопа хорошо известен уже очень давно и связан с инертностью зрения - при определенной частоте чередования открытых и закрытых зон поле зрения фиксируется на короткий промежуток времени и картинка "замораживается", создавая эффект прозрачности. В переводе с греческого название стробоскоп означает «смотреть на беспорядочное кружение». Идея достаточно очевидна - если взять купол, прорезать в нём щели, меньшие по размеру, чем калибр пули, и начать вращать его, то при определенной скорости для человеческого глаза картинка вокруг станет неподвижной и купол "растворится". Теоретически получается, что голова командира танка с точки зрения этого самого командира словно высунулась полностью из люка и может совершенно спокойно наблюдать круговую панораму словно нет никакого купола за полем боя, как будто ему одели на голову виртуальный шлем с доступом от внешних круговых камер, в тоже время будучи защищенным от пуль и осколков.
Char Renault FT avec Coupole Stroboscopique/Танк Рено FT со стробоскопическим куполом
Страна: Франция
Производитель: Longuevernhe-St. Chamond-Granat
Год выпуска: 1917
Кол-во: 1
Экипаж: 2
Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 500 кг (пулемётный
Бронирование : 16 mm/башня 22 mm
Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914 (не установлено)
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,5 km/h
Гусеницы ширина: 340 мм
Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м
На кинопленке снятой по время испытаний быстроходного артиллерийского гусеничного трактора от Peugeot в 1917 году на заднем плане проезжает пехотный танк со странным куполом на крыше башни. Считается, что это единственные пока известные изображения танка Renault FT со стробоскопическим командирским куполом. Интересен и сам герой ролика - гусеничный тягач от Пежо, который вполне весело таскает 75-ку, но о нём информации пока нет никакой, хотя и он заслуживает отдельной публикации.
В 1916 году фирма FCM (Forges et chantiers de la Méditerranée) была озадачена требованием военных построить тяжёлый танк для прорыва любой обороны, что в итоге в 1921 году привело к выпуску в серии 10 самых больших танков в мире, которые полноценно несли боевую службу, FCM 2C. На этих танках в качестве смотровых приборов и в основной и в кормовой башнях использовались в качестве смотровых приборов стробоскопические купола.
Сейчас нет информации, был ли стробоскопический купол установлен на танк Renault FT для испытания или проверки возможности использования для FCM, или он был сразу придуман для лёгкого пехотного танка, а затем уже оказался на тяжёлом танке. Наиболее вероятна версия, что на Рено вообще проверяли концепцию стробоскопа - машина была демонстратором технологий. Верхний бронированный купол с узкими прорезями в пару миллиметров прорезями вращался на сегментной куполе, установленном вместо верхнего вентиляционного люка. Учитывая размеры купола вряд ли в нем устанавливались бронированные стекла, как позднее у FCM 2C. Но базовая идея - создание закрытого о прямого попадания пуль и осколков места для головы командира танка, обеспечивающего круговой обзор вполне можно было проверить.
Так как через четыре года стробоскопический купол оказался на серийном танке, но ни одного FT больше переделано не было - идея работала, но размеры башни Renault FT и сложность обеспечения вращения купола не позволили делать такую модернизацию. Минусов было несколько - яркость изображения снижалась пропорционально соотношению ширины щелей и защищенных участков, хотя пули и осколки не проникали, но свинцовые брызги всё равно попадали внутрь купола и в конце концов командир чувствовал себя крайне некомфортно, словно вообще без защиты. Непосредственно на Renault FT cо стробоскопическим куполом дополнительно ухудшилась вентиляции башни и вообще обитаемость башки.
После проверки на лёгком танке при серийном производстве на Char 2C купола-люки на обоих башнях танка со стробоскопом были больше размером и получили броневые стекла для защиты от металлических брызг. А ощущения командира отнесли к тяготам и лишениям военной службы, которые в 20-е годы были не чета нынешним. К стробоскопам на танке Renault FT вернулись через двадцать лет в 1937 году, когда проверили реализуемость идеи стробоскопической пулемётной маски, рассказ о чем в следующей публикации.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Renault FT. 1918. Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
https://www.youtube.com/watch?v=ESkndU77Vbk
https://topwar.ru/122216-a-tebya-vizhu-a-ty-menya-net-stroboskopicheskie-kupola-na-tankah.html