Найти тему
History.Ru

Жизнь древнегреческого полиса

Оглавление

Это вторая статья из моего цикла, посвящённого древней Греции. Перед тем, как рассказывать о жизни Греции после падения Минойской цивилизации, мы поговорим о полисах. Ссылка на первую часть.

Что такое полис?

Для начала, стоит определить, что такое полис, итак: Полис — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра, обозначаемая в греческом языке словом «полис». Те есть, греческая форма государственности предусматривало создание городов-государств или общин. Также полис как общественная форма античной городской гражданской общины наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой — индивидуальная собственность каждого гражданина.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса (Это один из главных источников исследования полиса, поэтому я буду часто на него ссылаться) выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 километров в квадрате, а территория большей части из них не превышала 200 километров в квадрате. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 километров в квадрате. Стоит учитывать, что вся территория полиса не была застроена домами, так например, многие близкие города могли объединится в один полис, увеличив площадь последнего, но об этом я расскажу далее.

Полис — это не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.
Полис — это не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.
Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Так на руинах полиса Эретрия были обнаружены стелы с именами 4000 мужчин, они подлежали призыву в ополчение.

В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог.
В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог.

Полис — это не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур. Города-государства Микенской Греции (о которой я рассказывал в своей статье) не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э.

Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин

Синойкизм

Словом синойкизм, как уже было сказано, греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин. В данном случае, термин "полис" имел значение именно общины, а не города. Которых в общине могло быть несколько.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами. По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами.

Руины храма Аполлона в Коринфе
Руины храма Аполлона в Коринфе

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

После римских завоеваний в Греции были созданы муниципии, которые давали автономность городам, но это уже был не классический греческий полис. Эпоха греческих полисов ушла.

С уважением, автор канала History.Ru