Совершенно случайно сел смотреть «Вий» 1967 года и задумался над тем, что экранизации Гоголя довольно интересная штука. Он будто специально писал свои произведения так, чтобы через много лет по ним можно было снять отличную мистику. Удивляюсь, почему еще не сделали киновселенную со всеми персонажами Гоголя.
Что же можно сказать о фильме.. Как ни странно, он до сих пор актуальный. Спецэффекты выглядят очень круто, некоторым современным фильмам такое и не снилось. Актеры, по большей части, отлично вписываются в образ: Паночка идеально играет глазами, второплановые актеры приятные и аутентичные, но вот Куравлев… Мне не понравился, слишком уж он «Куравлев», нежели «Хома Брут». А вот саспенс, созданный Александром Птушко (режиссер), до сих пор пробирает. Особенно первая ночь, когда мы только знакомимся с Паночкой и ее харизмой.
В этот же день впервые посмотрел «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961 года. С этого фильма началось мое знакомство с Александром Роу, но об этом в другой статье. Фильм меня очень приятно удивил, я прям проникся духом маленькой деревушки, где люди живут счастливо, колядуют, катаются на горках и т.д. Атмосфера просто божественная, в этом Александру Роу сложно найти конкурентов. Георгий Милляр в образе черта восхищает. Так прыгать в свои 58 лет не каждый сможет. Интересно еще вот что, в 1913 году вышел фильм «Ночь перед Рождеством», тоже экранизация Гоголя. И я был в ужасе от спецэффектов этого фильма (в хорошем смысле). Удивительные приемы монтажа, которые смогли сделать так, что черт в исполнении Ивана Мозжухина уменьшился и запрыгнул в карман. Повторюсь, это 1913 год! Всем рекомендую его посмотреть, но только после ознакомления с другими версиями, иначе понять что-то на экране сложно.
Конечно, говоря про киновлесенную Гоголя я слукавил, поскольку у нас есть целый сериал «Гоголь» 2017-2018 года, в котором и попытались собрать все его произведения в одну кучу. Но в данном сериале видны все проблемы современных экранизаций этого писателя. Что данный сериал, что «Вий» 2014 года не могут передать всю таинственность Николая Васильевича, которую я увидел в двух советский фильмах. Самое смешное, что я не читал ничего из вышеперечисленного, но при просмотре современных проектов я чувствовал фальшь, которую не чувствовал в советских фильмах.
1