- Наших бьют!
Командир батареи 76-мм орудий Батыр Давранов видел это и без бинокля. На противоположном берегу неширокой, но вздувшейся от зимних снегов речки Варты два батальона дивизии не успев окопаться, попали под мощный удар мотопехоты противника с кучей танков и САУ.
Солдаты, кто-то лихорадочно пытался окапываться, кто-то стрелял от понимания того, что скоро их вмажут гусеницами в землю. А кто-то уже смотрел по сторонам, ища возможность убежать.
Стрелять с закрытой позиции артиллеристам уже было не с руки. Немцы и наши перемешались, танки уже подходили к берегу речки, отрезая пехоту от спасения.
В голове лихорадочно носились мысли. Может дать залп дымовыми снарядами? Хоть своим будет легче отходить. Но приказа на отход не было. Комбаты знали это и не разрешат бойцам отходить. Тогда остаётся только умирать.
А умирать в этот холодный зимний день около никому не известного польского городка Оборники никому не хотелось. Ни нашим, ни немцам!
Никому! Немцам тоже! При этих мыслях в голове появилась мысль. Батыр дал приказ:
- Расчёты! Выкатывай орудия на прямую наводку!
Артиллеристы, обрадованные, что хоть чем-то могут помочь погибавшим товарищам без единого слова начали тяжелую работу - тащить орудия по непролазной грязи.
Батыр шагал в отдалении от орудий. По ним как главным целям вели огонь немецкие танки и еще пока издалека немецкие пулемёты. Не от страха, что его зацепят. Бабаев понимал, что нужен на позиции, и умирать пока не выполнит задуманное не имеет права.
Докатили споро! Выставили орудия на прямую наводку! Первыми выстрелами подбили танк и САУ.
Немецкие танки стали удивленно поводить башнями, словно не понимая что происходит. Пока не понимали, успели дать перелетом залп по тылам немецкой пехоты.
Наши поняв, что им помогает Бог Войны стали гуще отстреливаться, не жалея патронов. Где-то уже слышалось "Ура" - значит, сами шли в рукопашную.
А батарею накрывали огнем танки. Батыр дал приказ стрелять на выбор по танкам. И сам встал за наводчика вместо раненого батарейца.
Ложили столько, сколько было снарядов - по ящику. Много не притащишь. Надежда была, что успеют отстреляться, пока танкисты не наведут точный прицел. Успели! Еще четыре танка и сау горели. Остальные танки из-за узости места и боязни утопнуть в грязи стали отступать, отплевываясь редкими выстрелами.
Бой закончился. Зато ждала разборка с начальством. Оно не любит, когда матчасть используют без приказа с угрозой безвозвратной потери. Их понять можно - головой отвечают за орудия.
Если бы не комбаты спасенных батальонов быть бы Батыру под судом. Но молодцы мужики - один даже положил партбилет на стол перед комполка, сказав, что под арест пойдет вместе со старшим лейтенантом Бабаевым.
- 31 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Батыру Даврановичу Бабаеву присвоили звание Героя Советского Союза.