Найти в Дзене

ОГРАБЛЕНИЯ НА ТРАССЕ

Расследуя преступления прошлых лет, сотрудники Следственного комитета России не только реализуют принцип неотвратимости наказания, но и помогают потерпевшим справиться с болью, мучившей их долгое время оттого, что преступник, возможно, остался на свободе и совершает новые злодеяния. О подобном примере из своей практики рассказывает старший следователь-криминалист из Тюменской области. Утро начинается с кошмара 18 августа 1998 года супруги Соколовы (здесь и далее имена и фамилии потерпевших и обвиняемых изменены. – Прим. ред.), проживающие в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа, возвращались из отпуска в Башкирии. На 154-м километре трассы «Тюмень – Ханты-Мансийск» они остановились на ночевку. Около 6 часов утра на спящую семейную пару напали трое мужчин. Угрожая пистолетом, они похитили у Соколовых деньги и ценности, а также забрали автомобиль и скрылись на нем. Не прошло и часа, как бандиты решились на еще одно нападение: в десяти километрах от места совершения первого

Расследуя преступления прошлых лет, сотрудники Следственного комитета России не только реализуют принцип неотвратимости наказания, но и помогают потерпевшим справиться с болью, мучившей их долгое время оттого, что преступник, возможно, остался на свободе и совершает новые злодеяния. О подобном примере из своей практики рассказывает старший следователь-криминалист из Тюменской области.

Утро начинается с кошмара

18 августа 1998 года супруги Соколовы (здесь и далее имена и фамилии потерпевших и обвиняемых изменены. – Прим. ред.), проживающие в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа, возвращались из отпуска в Башкирии. На 154-м километре трассы «Тюмень – Ханты-Мансийск» они остановились на ночевку. Около 6 часов утра на спящую семейную пару напали трое мужчин. Угрожая пистолетом, они похитили у Соколовых деньги и ценности, а также забрали автомобиль и скрылись на нем.

Не прошло и часа, как бандиты решились на еще одно нападение: в десяти километрах от места совершения первого преступления они разбили стекло и ворвались в стоявшую на обочине «ГАЗель». В ней отдыхали супруги Вертяковы и двое их детей 6 и 7 лет. Нападавшие потребовали отдать им все деньги и ценности и для устрашения произвели несколько выстрелов по деталям автомобиля. Глава семейства попытался оказать сопротивление, но один из бандитов открыл по нему огонь. Преступники скрылись с награбленным имуществом, а пострадавший скончался от полученных ранений.

Материалы уголовных дел по обоим нападениям были объединены в одно производство. Через непродолжительное время сотрудники милиции обнаружили брошенную «Волгу» Соколовых. С ободка лобового стекла были изъяты смывы вещества бурого цвета: в процессе борьбы глава семейства Вертяковых ранил одного из нападавших. Кроме того, на руле и других поверхностях салона автомобиля остались отпечатки пальцев, не принадлежавшие владельцам машины. Однако проверка их по дактилоскопическим учетам ничего не дала. Розыск преступников также успехом не увенчался. Расследование было приостановлено в связи с неустановлением лиц, причастных к совершению преступлений.

-2

16 лет спустя

В 2014 году материалы уголовного дела попали к старшему следователю-криминалисту отдела криминалистики СУ СК России по Тюменской области Сергею Федорову. Он назначил по имеющимся вещественным доказательствам молекулярно-генетическую экспертизу, а также организовал проверку следов рук, изъятых в ходе расследования уголовного дела по федеральной базе АДИС «Папилон». Последняя дала результат: отпечатки пальцев с места происшествия совпали с дактилоскопической картой уроженца поселка городского типа Пышма Пышминского района Свердловской области Михаила Лончакова 1972 года рождения. В 1999 году он был осужден Талицким районным судом Свердловской области за совершение в составе группы лиц ряда разбойных нападений на граждан, следовавших на личном автотранспорте по федеральной автодороге «Тюмень – Екатеринбург», на территории Свердловской области.

«Я изучил архивное дело по обвинению Лончакова и его подельников в совершении серии разбойных нападений на граждан, следовавших на автотранспорте, в Свердловской области и установил лица, которые вместе с ним могли быть причастны к совершению подобных преступлений на территории Тюменской области. Затем на межведомственном совещании был составлен план дальнейших следственных и оперативно-розыскных действий, а также принято решение о возобновлении производства по уголовному делу», – рассказывает старший следователь-криминалист отдела криминалистики СУ СК России по Тюменской области Сергей Федоров. Во взаимодействии с оперативными подразделениями УУР УМВД России по Тюменской области удалось установить место нахождения предполагаемых преступников – Лончакова и братьев Шабановых, а также потерпевших семей Соколовых и Вертяковых.

«Я помню тот день, когда позвонил по телефону вдове Ивана Вертякова и сообщил, что дело об убийстве ее мужа раскрыто. Убийца найден и задержан. По ту сторону телефона была долгая пауза. Я попросил женщину приехать в Тюмень для проведения очной ставки, а также допроса в качестве потерпевшей. Она сказала, что прибудет в самое ближайшее время. В ее голосе чувствовалось волнение. Женщина не верила, что убийцу ее мужа найдут и он понесет заслуженное наказание спустя 16 лет. Через пару дней после нашего телефонного разговора в мой кабинет вошла интеллигентная женщина. После смерти мужа она одна воспитала сына и дочь. Меня поразило, что после каждого ответа на мой вопрос по делу она благодарила всех, кто принимал участие в раскрытии преступления», – вспоминает Сергей Федоров.

-3

Расставить все по местам

С потерпевшими и подозреваемыми началась кропотливая работа: следователям нужно было убедиться, что прошедшие с момента преступления годы не стерли из их памяти обстоятельства и детали произошедшего.

«Были проведены дополнительные следственные действия с потерпевшими и очевидцами преступлений, проведено опознание подозреваемых, отобраны образцы для сравнительного исследования и выделение ДНК-профиля всех лиц, проводились тщательные допросы подозреваемых, их показания проверялись на месте происшествия, – рассказывает Сергей Федоров. – Мы сопоставили внешность злоумышленников, установили роль и действия каждого из них. Результаты молекулярно-генетической экспертизы показали, что выделенный из следов, оставленных в похищенной машине Соколовых, ДНК-профиль принадлежит Лончакову. Потерпевшие, которые так и не смогли даже через 16 лет забыть то страшное утро, уверенно опознали его. Преступники были удивлены тому, что спустя столько времени следствию удалось собрать весомые доказательства их вины, и дали признательные показания».

Идея совершения нападений на автопутешественников принадлежала Сергею Шабанову. Для реализации своего умысла он привлек брата и Михаила Лончакова. Жажда наживы была столь велика, что во время нападения на семью Вертяковых Лончаков не раздумывая выстрелил в отца двоих детей, причинив ему смертельные ранения. После этого бандиты совершили на территории Тюменской области еще одно подобное преступление, а затем переехали в другой регион в надежде, что останутся безнаказанными.

В мае 2015 года судебная коллегия по уголовным делам Тюменского областного суда признала Лончакова виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2004 № 73-ФЗ). Ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок восемь лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Людмила Галстян, СУ СК России по Тюменской области