Будучи вовлеченным по мере сил и возможностей, как и всякий иной добропорядочный гражданин России, в волонтерскую деятельность по оказанию материальной поддержки российским военнослужащим в зоне СВО на Украине, и видя ситуацию как изнутри, так и сбоку, могу провести системный анализ современного российского волонтерского движения и сделать по его итогам некоторые выводы. Возможно, в частных оценках я могу ошибаться, но общие тенденции, уверен, смог уловить.
Современное российское волонтерство делится на две большие группы – системное и несистемное или формальное и неформальное. Первое из нихх организуется региональными и местными властями, бюджетными учреждениями всех уровней – от детских садов и музыкальных школ до университетов и госкорпораций, территориальными организациями провластных политических и общественных структур (Общенародный фронт, «Единая Россия» и иные политические партии, казачество, религиозные общины, ветеранские организации и проч.), словом, теми, кто имеет в своих руках административные и бюджетные ресурсы (или имеет к ним опосредованный доступ). Второе является результатом самоорганизации определенно части общества изнутри или снизу, из глубины народных масс, и к этому процессу власти и провластные структуры никакого отношения не имеют. И те, и другие, на первый взгляд, делают одно и то же дело – закрывают дыры в материально-техническом обеспечении воюющих на фронте армейских и добровольческих (читай – ЧВК) подразделений или по адресному запросу последних, или исходя из собственного понимания ситуации и сути дела. Однако в практической деятельности системные и несистемные волонтеры качественно отличаются друг от друга и по мотивации, и по составу участников, и по их отношению к самой волонтерской деятельности. Вот об этих различиях я вижу смысл поговорить чуть более подробно.
Системное или формальное волонтерство (его еще можно назвать "казенным") организуется и осуществляется в России по всем хорошо известной и давно отработанной схеме: глава региона дает распоряжение региональным и муниципальным чиновникам сделать то-то и то-то, они организуют и напрягают проверенный и аффилированный по выполнение государственных и муниципальных заказов бизнес (или «серых» предпринимателей, на мелкие грешки которых до поры до времени закрывали глаза), тот, в свою очередь, памятуя о правилах государственно-частного партнерства, формирует финансовые или товарно-материальные активы (каждый по своему профилю), за счет которых в зону СВО под флагами регионов и/или муниципалитетов в зону СВО на Украину выезжают колонны снабжения структур армии и ЧВК от властей и населения соответствующих территорий. Это самый простой способ организации системного волонтерства, который безотказно работал весь прошлый год СВО ВС РФ на Украине.
Иногда властям ради повышение собственного реноме в глазах Кремля и создания эффекта вовлеченности в организуемую ими волонтерскую деятельность широких масс населения придумывались схемы имитации широкой социальной активности. Не буду называть регион России, в котором эта схема была придумана и реализована, но суть ее была такова: крупный бизнесмен, владелец торгового центра на центральной площади регионального центра напротив областной администрации, выделил единовременно на нужды поддержки СВО крупную в понимании обывателя сумму денег, сопоставимую с его ежедневным доходом. На эти деньги была закуплена пряжа, из которой работницы бюджетной сферы (главным образом, библиотекари и музейные работницы) в свое рабочее время связали для бойцов СВО подшлемники, шерстяные носки и шарфы. Этот груз в составе колонны материально-технического обеспечения, составленной из продукции местных предприятий электротехнической и пищевой промышленности, отправился на Украину. После чего все дружно под вспышки фотокамер награждали друг друга почетными грамотами и благодарностями в пластиковых рамочках, пафосно говоря о том, насколько жители региона сознательны в поддержке своих земляков, воюющих на Украине.
Завершая разговор о системном или формальном волонтерстве, следует указать его характерные черты: организуется властями с участием провластных политических и общественных структур в качестве прослойки между ними и аффилированным бизнесом, с привлечением работников бюджетной сферы в качестве исполнителей работ, не требующих специальных знаний или квалификации. Где-то в данную схему могут добавляться дополнительные звенья, исходя из местной специфики, где-то – изыматься (где власть не жаждет самопиара), при этом суть процесса или технологическая карта организации помощи фронту принципиально не меняется. Эта схема работает без сбоев, так как не раз до этого была опробована при организации иных массовых кампаний – дней города или региона, акций политического содержания в поддержку действий федеральной власти и т.п. Но здесь есть одна особенность: все делают всё не по зову сердца, а в порядке исполнения задания, по заранее заданному шаблону.
Но есть и иная разновидность волонтерства – несистемная или неофициальная, для которой более характерна эмоциональная, а не административно предписанная вовлеченность людей в дело материально-технического обеспечения военнослужащих действующей армии. И тут все не так, как в деятельности провластных волонтеров. Во-первых, вовлечены в эту деятельность не по признаку своей основной профессиональной деятельности (чиновники, бюджетники, бизнес), а исключительно по внутреннему убеждению. Во-вторых, как показывает практика, несистемными волонтерами чаще всего становятся те, чьи родственники или близкие друзья воюют на Украине – в основном кадровые военнослужащие или мобилизованные, реже – добровольцы по контракту ВС РФ, но практически никогда – родственники тех, кто является сотрудником ЧВК и отправился на войну от безденежья или социальной неудовлетворенности. В-третьих, они, в отличие от формальных волонтеров, из первых рук знают, что более всего нужно на передовой, какие есть огрехи и провалы в материально-техническом обеспечении российских военных на Украине. В-четвертых, они стремятся оказывать помощь не абы кому, «на деревню дедушке Константину Макарычу», а своим родственникам и тем подразделениям, в составе которых они участвуют в СВО, их деятельность, как правило, характеризуется адресностью, а не формальной бюрократической компанейщиной, как это есть у системных волонтеров.
При всем этом между несистемными и системными волонтерами есть еще одно принципиально важное эмоционально-психологическое отличие, которое разводит их на разные полюса, доходит ли это до осознания властей предержащих или нет. Системные волонтеры почти уверены в том, что власть с их помощью справляется со снабжением людей в зоне СВО всем для них необходимым, тогда как несистемные волонтеры точно знают, какие зияющие дыры в реальности есть в этом вопросе и стараются всеми имеющимися силами и доступными средствами их хоть как-то локализовать, хотя бы для одного взвода, роты и батальона. Несистемные волонтеры не доверяют государству, так как представляют обстановку в зоне боевых действий совсем не в тех красках, как ее рисует пресс-служба МО РФ.
Например, лично для меня стало откровением, что эти люди в своих группах в социальных сетях сейчас, в середине августа, начали ставить вопрос о сборе пустых консервных банок, чтобы через месяц, аккумулировав их в достаточном количестве, начать, как и в прошлом году, изготавливать для фронта так называемые «окопные свечи». То есть в отличие от бравурных политиков и пафосных генералов, гламурных депутатов и среднестатистических обывателей эти люди, имеющие прямую личную связь с зоной СВО, вопреки всем прогнозам астрологов, ясновидящих из интернета и военных экспертов с телеэкранов прекрасно чувствуют и понимают, что война на Украине продлиться еще долго, этой осенью не закончится, и они еще не скоро увидят своих родных и близких дома. Они уже сейчас готовятся к суровой военной зиме, и не намерены отступать ни перед жизненными обстоятельствами, ни перед природой, ни перед врагом. Они уже сейчас, размеренно и методично занимаются тем, чем будут заниматься с пеной у рта и очертя голову системные волонтеры по указанию властей через два месяца, в октябре (хотя, я почти уверен, что такой "грязной" работой они заниматься не будут: зачем лазить по помойкам, собирать банки и отчищать их от остатков еды, затем пачкать руки при их заливке, когда можно просто осваивать деньги очередного сознательного бизнесмена?). И в этом есть еще одно принципиальное различие между несистемными и системными волонтерами, – они уже делают то, что им подсказывает разум и душа, пока другие ожидают указания властей, чтобы потом показать перед ними свое рвение, не имея ни малейшего представления о том, что в реальности происходит сейчас в зоне СВО ВС РФ на Украине.
И последний штрих к портрету несистемных волонтеров, из собственного опыта: как-то раз по неосторожности я направил по рассылке в пару их групп в социальных сетях публикацию околополитического содержания, на что сразу же получить резкую отповедь на свои действия – дескать, не путайся под ногами со своим словоблудием, мы тут реальным делом занимаемся, а не политикой, не отвлекай людей по пустякам от важной работы. Вот в этом заключается вся суть несистемного волонтерства в пользу СВО ВС РФ на Украине: люди искренне хотят приблизить Победу с большой буквы, как в Великой Отечественной войне, вопреки всему и всем. В этом их правда и их совесть.
Война на Украине, по мере своего продолжения и расширения затрагивающая все новые слои российского общества, возродила в тылу всегда присущий русской нации тип людей, готовых отдать во благо Отечества самих себя без остатка, людей, которых прозападная либеральная бюрократия боялась и презирала, которые фактом своего существования и деятельности не просто в отрыве, а в противовес властей предержащих заставляют их думать о стране, а не об освоении и перераспределении средств бюджета и администрировании бизнеса в своих интересах. В России появилась и ширится «новая порода людей» (по А.П. Чехову), которая ничего не ждет от государства, не верит ему и готова своими руками благоустраивать страну так, как того желает она сама, а не по указке сбоку. В регионах, «на земле», уже появились и набирают в рядах волонтеров авторитет новые лидеры общественного мнения, не просто не доверяющие ни одной из официальных институций, показавших в условиях СВО ВС РФ на Украине полную импотенцию и неспособность выполнять функции социального управления, на которое выделялись бюджетные средства и которые исчезли в никуда, но и готовых взять и уже берущих ответственность на себя, и им с нынешней бюрократической моделью совсем не по пути. И чем дольше будут продолжаться боевые действия, чем больше будет солдат вовлечено в СВО, тем больше в тылу будет тех, кто будет поддерживать их не за счет администрирования бизнеса, а по доброй воле – из своего кармана или за счет своего труда. И когда настанет Победа, эти люди спросят с нынешних властей предержащих, а что вы от чистого сердца сделали для наших воинов-победителей.
И вот к такому развитию событий нашей административно-финансовой элите необходимо готовиться уже сейчас, ибо чем дольше и бездарнее будет длиться война, тем больше будет спрос с них у общества после ее окончания. Уроки 1917-го и 1945-го всегда надо держать в голове.
Подпишитесь на канал, если вам понравилась эта статья! Прочитал сам - порекомендуй товарищу!
Статья опубликована на сайте Института исследования информационных войн (Израиль): https://isiwis.co.il/o-rossijskom-volonterstve-v-interesah-svo-vs-rf-na-ukraine/
Статья опубликована на сайте информационного агентства SM-News (Россия): https://sm.news/news/20230821/426767/