У мордовцев и чувашей, когда отец вознамерится женить своего сына, то прежде посылает к отцу невесты посторонних людей и спрашивает, намерен ли он отдать свою дочь за его сына. Когда получает положительный ответ, то собирается совет из родителей жениха и невесты о калыме (выкупе за невесту) и на кого лягут расходы на свадьбу, сколько конкретно будет бочек пива, ведер вина, меда. Отец жениха готовит все для выкупа невесты, калым, а также от 8 рублей и более, по состоянию обоих сторон. После этого в дом жениха приглашается вся родня невесты. Потом происходит торжественное отмечание этого события, продолжающееся несколько дней, дети же, иногда не знают по какому поводу. Затем отцы объявляет невесте и жениху о дне свадьбы. Родители жениха едут к родителям невесты, обычно невеста уже готова к браку и ждет их. Вся церемония состоит в том, что отец невесты, взяв дочь за руку, а мать невесты хлеб и соль вручают свекру со свекровью. Невеста благодарит своих родителей за кров, попечение и воспитание, и оплакивает всех ближних. Затем покрывается белым холстом до пояса и выводится из отческого дома братом до саней или телеги. Родня с невестиной стороны провожает ее до половины дороги и возвращается назад, а вторую половину дороги встречает родня жениха, ибо при самой свадьбе с невестиной стороны никого не бывает. Когда приезжают во двор жениха, то один из его родственников берет невесту за руку и вводит в избу, затем садит ее за стол. Потом зовут жениха, который надев шапку, садится рядом с невестой. Отец жениха при собрании всех гостей и родственников берет, поставленный на стол длинный пирог в полтора аршина, за конец и поднимает другим концом пирога, наложенное на невесту покрывало, говоря такие слова: «Вот тебе свет, будь счастлива к хлебу, животу и к размножению семьи.» Потом свекор меняет ей имя и называет Мезява, большая, если женится старший сын, Сернява, средняя и Вежава, меньшая, по старшинству их мужей. Тогда жених и родственники увидят невесту, а невеста своего жениха или мужа. После этого начинается пиршество, которое продолжается столько, на сколько хватит у свекра богатства.
Случается, у них, что обручение или помолвка бывает еще во время малолетства детей, когда отцы знают, что их малолетние дети годами и имуществом между собой равны. Тогда во время празднования меняются друг с другом рогами с табаком, говоря:» Смотрите добрые люди, что мы между собой сватовья». А как это засвидетельствуют другие, они уже называются сватовьями до совершеннолетия своих детей. Если же по каким-то причинам одному отцу договор не понравится, или отцу жениха не понравится невест, или откажется невестин отец отдать свою дочь, или ему не понравится жених, тогда от договора нельзя отказаться без выкупа от шести до двенадцати рублей.
Когда эти народы были еще язычниками, то хотя и дозволялось им брать столько жен, сколько кто содержать в состоянии, однако не смотря на достаток, больше трех жен никто не имел. Двух сестер родных у них было не грешно, только с тем различием, что если первая сестра умрет, то зять сватается к другой сестре, приходит к тестю и требует ее в замужество. Если же тесть на такое не согласен, то зять может требовать такого принуждением. Когда зять приходит и просить отдать за себя свою свояченицу, а тесть отвечает отказом. Тогда зять, тайно принесенный им хлеб или колчан, вынув из-под полы, старается положить на стол. И если ему это удается это сделать и сказать: «Вот хлеб и соль, береги мою свояченицу», он должен спасаться бегством, ибо если догонят, то будет он нещадно избит. А если уйдет он благополучно, то тесть вынужден отдать ему свою дочь.
До крещения, у мордвы практиковали продажу своих жен с детьми, если они им не подходят и брать других. Неимущие де, которые не в состоянии дать выкуп за невесту, старались привлечь девицу удальством и подговаривали шайку удалых ребят и приезжали в ту деревню, где жила эта девушка. Похищали девушку с базара или любых других мест, где она могла быть. Во всех случаях это описывается пословицей «или добыть, или домой не быть», ибо когда догонят с девушкой, то за добычу можно отплатить помятыми боками и иногда головой. Если удастся увести девушку благополучно, то и владеют ей.
С того времени, как мордва стали иметь общение с русскими, то их свадебные обряды переменились. Они сватаются по русскому обычаю, примешивая свои обряды, особенно в тот день, когда невеста к венцу приготовлена. Ее одевают в красное платье - красный кумачник, красную рубашку и красные сапоги. На все пальцы обеих рук надевают перстни разных цветов, с привешенными на низ золотыми цепочками, к котором прикреплены серебряные и медные копейки, полушки. Голову покрывают красной фатой так, чтобы лица не увидеть. Перед ней ставят скамейку, на которой лежит хлеб, ведро пива и соль. Рядом с ней садится пожилой мужчина с образом, перед которым маленький мальчик держит свечу. К ней подходят родственники, нагибают голову и заглядывают к ней под фату, где каждого она оплакивает. Во время этой церемонии играют на дудке, а прочие люди приплясывают. Всех угощают пивом и многие почитают за честь быть пьяным. Со стороны жениха никто не присутствует, кроме отца или брата, свахи и двух дружек. Свахина и одного дружки должность – плясать и подносить выпить, а другой дружка стоит перед невестой без слов и держит обнаженную саблю, которой помахивает время от времени, ударяя ее в потолок или матицу. У печки на стол кладут постельное белье и приданное невесты, на котором садится или сестра невесты, или другая какая подруга, и дружка должен выкупать это приданное. Когда невеста всех своих родственников оплачет, тогда дружка с саблей идет вперед, затем невестин отец или ближайший родственник с образом, а мать или бабушка со свечей. Двое родственников берут невесту под пояс, а главный дружка под ноги и так выносят во двор. Меж тем невеста, в знак того что не хочет покидать отчий дом, держится руками за матицу и сопротивляется что есть сил. Ее отец и мать помогают дружке, мешают ей схватиться за косяк двери. Невеста же всячески этому препятствует и хватается за дверь. Когда же вынесут невесту во двор, то дружка с саблей кричит, чтобы зрители стояли рядом, и никто не попался на встречу невесте, ибо это дурной знак. Двери, оттуда вынесли невесту, запираются и никто из дома не выпускается, пока невесту не посалят в сани или в телегу и не будет она укрыта белой скатертью с бахромой. Когда они едут свадебной процессией перед невестой одет отец или брат жениха, за ним невеста, сваха и дружка на одной упряжке. За невестиной упряжкой едут ее подруги. Так они едут в церковь, где дожидается жених. После венчания, из церкви жених едет впереди, невеста позади, а аз невестой все остальные. По приезду домой жених помогает невесте войти в избу. Перед заходом оба становятся одной ногой на порог избы, где им сперва жениху, ставят на ногу горячую с хмелем сковороду, которую он с ноги сбрасывает так далеко, как захочется. Потом ставят сковороду на ногу невесте, которая так же сбрасывает. И тут родственники примечают, насколько она далеко сковороду скинет и по поверью, чем дальше она сковороду кинет, тем она сердитее и сварливее будет. После этой церемонии, входят все в избу, садятся за стоил и пируют. Родня невесты не присутствует на этом празднике. Молодая надевает свое мордовское девичье платье, заплетает косу и повязывает повязкой. Родственники невесты до тех пор с ней и ее мужем, не видятся, пока с ее стороны не будет прислано приглашение. Иногда ждут полгода или даже год. Это для того бывает, что она до тех пор, пока не увидится со своим отцом или кто ее выдавал замуж, имеет право пользоваться своей девичьей красотой и носить девичье платье. А у видясь со своими родственниками, она оной лишается, надевая уже женский убор.