Найти тему
Чтобы мозг не уснул

Красный кирпич

Печники. Изображения из интернета
Печники. Изображения из интернета

В послевоенные годы мы жили в деревне. Постепенно жизнь налаживалась, народ обустраивался. Стали строиться новые дома. Их строили из саманного кирпича - самого доступного тогда строительного материала. Саманные кирпичи делали так: натаскивали большой круг глины, наливали в середину воды, насыпали солому. Затем начинали все это перемешивать. Иногда приводили лошадь, но чаще мешали голыми ногами. Дети тоже участвовали в работе - для них это было развлечение! Все топтались по кругу перемешивая солому с глиной. Это делалось с щутками и прибаутками. Ох и весело было! Изготовив таким образом «тесто» для кирпичей, начинали формировать их деревянной формой. А потом эти кирпичи сушились на солнце. Когда набиралось достаточно материала, собирали «помочь». Это означало, что всех жителей деревни, кто сможет приглашали помочь построить дом. Из саманных кирпичиков дом поднимали быстро. А потом хозяева нового дома выставляли угощение. Денег-то тогда не было, зато были руки и взаимовыручка. Так и вырастали в деревеньках немудрящие домики, в которых летом было прохладно, а зимой тепло. Они стоят и до сих пор много чего перевидав.

Но самое главное в доме это печка. Вокруг нее и крутилась жизнь. Печка была всем: источником тепла, пищи и уюта. Поэтому хорошие печники ценились в обществе, ведь от них зависело, какой будет жизнь в новом доме. Мастеров этого дела искали, передавали из рук в руки, оказывали им почет и уважение.

Такой мастер появился и в нашей деревне. Он работал вместе с женой. Печник не разговаривал, но жена хорошо понимала его и говорила за двоих. Их звали Алена и Алексей. Женщина рассказала моей бабушке, что муж получил травму во время войны и теперь не может говорить.

Мы, мальчишки, конечно, придумали ему героическую историю. По ней выходило, что печник во время войны был бесстрашным разведчиком, и попав в плен, чтобы не выдать военную тайну, сам отрезал себе язык. Мы постоянно крутились около печника и его жены, предлагали свою помощь Алене и Алексею, а сами поглядывали на печника: вдруг он откроет рот и мы увидим… Что мы хотели увидеть, мы и сами не знали, но постоянно таращились на мужика пока его жена не прогнала нас.

Новая печь нужна была и в нашем доме. Ее складывали уже не из саманных, а из настоящих, огнеупорных кирпичей. Я всегда был возле Алексея и его жены поднося то кирпичи, то воду, то еще что-нибудь в надежде, что мне сегодня повезет и я узнаю, есть ли у печника язык.

Печь была почти сложена. Оставалось собрать трубу. Наш дом был невысоким и все же, чтобы закончить верх, понадобилась лестница. Наверху соорудили небольшую полочку и Алена, стоя на лестнице, складывала на нее кирпичи, которые подавал ей снизу Алексей. Это было нужно для того, чтобы работа шла быстрее. Не ждать же мастеру, когда ему подадут снизу новый кирпич!

Работа шла полным ходом и вдруг Алена вскрикнула: очередной кирпич вырвался у нее из рук и тюкнул стоящего внизу Алексея по голове! Громкий вопль, сменившийся трехэтажным матом сначала поверг в шок Алену. Она замерла на миг, но потом, птицей слетев с лестницы, принялась обнимать и целовать мужа, приговаривая:

-Вот и славно! Вот и ладно! Не было бы счастья, да несчастье помогло!

Мужик сидел на полу, потирая ушибленное место, и с блаженной улыбкой, радостно, от души, матерился!

Мои бабушка и мама, застывшие в изумлении, стали приходить в себя и , улыбаясь, говорили:

-Ты смотри!

-Надо же! Излечился! Заговорил!

А я, едва поняв в чем дело, бросился со двора. Мне надо было срочно рассказать ребятам, что язык у печника на месте.

С тех пор Алексей всегда носил с собой этот знаменитый кирпич. Печник покрасил его в красный цвет, показывал его всем и говорил:

-Это мой талисман!

Рассказ Ковалева В.П. записала Тамара Воронина-Фойрика 2020 г